Святитель Иоанн Златоуст сравнивает покаяние с губкой, которой стираются грехи из книги нашей жизни, и предлагает разные способы покаяния: осознание своего греха и раскаяние; прощение тех, кто причиняет нам зло; сердечная молитва; милосердие и… смирение. Мы знаем, что Бог «смиренным дает благодать». Значит, только они способны эту благодать, эту любовь Божию вместить. Но что такое смирение — по Евангелию? И как ему научиться на практике? Тому есть в истории Церкви легендарные примеры.
Человек Божий
Документальных свидетельств о жизни преподобного Алексия не сохранилось. Зато его житие, составленное во второй половине V — начале VI веков в Сирии на основе устного предания, много столетий было очень популярно и на Востоке, и на Западе. Но почему?
Согласно житию, Алексий родился в знатной семье римлян-христиан. Когда он вырос, родители выбрали ему невесту, но после обручения Алексий отдал девушке обручальное кольцо, сказал: «Сохрани это, и да будет между тобою и мною Господь, доколе не обновит нас Своей благодатью» — и покинул родной дом.
Добравшись до Сирии, он с погонщиками мулов дошел до Едессы и 17 лет жил там милостыней и молился. За это время он так изменился, что слуги, которых его родители послали на поиск сына, попав в Едессу, подали ему милостыню, так и не узнав.
А между тем по всей Сирии уже шла молва о святости Алексия, и он, смущенный мирской славой, бежал из Едессы — хотел было на корабле перебраться в Тарс, но попал в бурю, прибившую судно к итальянскому берегу. Приняв это как волю Божию, Алексей вернулся в родительский дом и неузнанный, нищим приживалом, поселился в каморке под лестницей. Так прошли еще 17 лет. И только перед самой его кончиной в 417 году папеЗначение титула «папа» здесь отличается от современного. Речь о временах, когда римская епископская кафедра была частью неразделенной Церкви. Римский папа — глава одной из многих общин единой Церкви. — Прим. ред. Иннокентию I было откровение о том, где живет праведник. Его нашли уже мертвым. В руке у него был свиток, из которого и узнали, кем он был на самом деле.
Папа и император лично несли тело святого в погребальной процессии. Похоронили его на Авентинском холме в Риме, в базилике святого Вонифатия (Бонифация). Потом при ней возник монастырь, и благодаря вышедшим из него миссионерам о святом Алексии узнали во всей Европе — его житие попало в «Золотую легенду» (самый популярный в Средневековье сборник житий святых). В Россию же почитание святого Алексия, человека Божия, пришло из Византии. Древнейшая славянская версия его жития появилась в конце XI века, а в царствование Алексея Михайловича святому впервые была составлена служба, и в Москве и других городах стали появляться храмы в его честь. А духовные стихи об Алексии, человеке Божием, до XX века пели в России, Белоруссии и Украине бродячие лирники и слепцы, «калики перехожие».
Тест на любовь
Но почему о житие Алексия, человека Божия, как о камень, претыкаются не только неофиты, но и вполне церковные люди? Может, потому что понять логику его поведения можно, только отказавшись от всех привычных представлений, ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор 3:19)?
Мы живем в мире стереотипов. Но когда кто-то из-за своего особого взгляда на мир выбивается из общей массы, это и нам дает шанс взглянуть на жизнь под другим углом.
Житие преподобного Алексия — тест на нашу любовь к Богу и миру. Многие этот тест проваливают. Действительно, почему Алексий не сказал родителям, что хочет жить аскетом? Почему решил бежать после обручения, оставляя свою невесту «соломенной вдовой»? Наконец, зачем нужно было селиться в родном доме, где он обрек всех на страдания? И главное — почему все это угодно Богу?
Мы испорчены цивилизацией, мы часто воспринимаем зачатие как случайность, а смерть — как недосмотр врачей, а не как волю Божию. Но жизнь выглядит иначе, когда смотришь на нее через призму вечности. Только тогда нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим 8:18).
Через эту призму видел мир и преподобный Алексий. И, как добрый сын, желал спасения не только для себя, но и для своих родителей и жены. А в этой логике даже невольные страдания закаляют и очищают душу. Поэтому он и написал в предсмертной записке: Молю вас, любезные мои родители и честная невеста моя, не обижайтесь на меня, что я, покинув вас, причинил вам столь великую скорбь; я и сам скорбел сердцем о печали вашей; многократно молил я Господа, чтобы Он даровал вам терпение и сподобил вас Царства Небесного. Верую, что насколько великую скорбь причинял вам, настолько большую радость получите вы в Царствии Небесном.
Испытание верности
Тридцать четыре года продолжалось испытание родных Алексия. Но почему они никак не могли смириться с этой скорбью, отпустить своего сына и жениха на волю Божию? Ветхозаветный Иов в одночасье лишился и всех своих детей, и имения и тем не менее нашел в себе силы не только принять это, но и прославить Господа: Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов 1:21). Не это ли доверие Богу было целью столь долгого и мучительного испытания?
Нам все труднее дается понимание такой логики. Наша любовь — это скорее человекоугодие. Наш разум отказывается понимать, почему враги человеку — домашние его (Мф 10:36); почему всякий, кто оставит дóмы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зéмли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф 19:29)?
Блаженный Феофилакт Болгарский объясняет: «Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них (родственников) без особенной причины, — удаляться должно только в том случае, если они (…) препятствуют нам в вере».
«Время обнимать, и время уклоняться от объятий»
Парадокс: пока родственники святого Алексия старались сделать его счастливым, они мешали его спасению и он сбежал от них, а когда вернулся и они разрывали его сердце своим плачем — способствовали его духовному росту. Но ведь и мы часто — вроде как исключительно из любви — оказываем нашим близким медвежью услугу и мешаем их духовной жизни. А бывает, насаждаем и укрепляем в их сердцах страсти.
Но сколько же нужно молиться и поститься, чтобы понять: истинная любовь — это желать нашим ближним спасения и способствовать ему. А внешнее благополучие и жизнь по заповедям часто находятся в разных плоскостях. Конечно, речь вовсе не о том, чтобы побросать свои семьи и бежать куда глаза глядят. Но образ преподобного Алексия хорошо все-таки иметь перед глазами — особенно в великопостные дни. Ведь есть время обнимать, и время уклоняться от объятий (Еккл 3:5). И хотя у нас куча обязанностей по отношению к семье, Великий пост — самое время побыть наедине с Богом.