Юродивые
Редкий подвиг, или Что такое юродство
В реальной жизни мы с юродивыми не сталкиваемся, знаем о них либо из житийной, либо из художественной литературы. Между тем в последнее время стало модным называть юродством всякий художественный или общественный эпатаж. Что же такое подвиг юродства в церковном понимании? Кого можно, а кого нельзя считать юродивым? Как относиться к современному «юродству»? Об этом мы беседуем с доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой филологии Московской духовной академии Владимиром Кириллиным.
Святая блаженная Ксения Петербургская (XVIII—XIX вв.)
Странные вещи происходили на Смоленском кладбище города Петербурга. Каждую ночь на леса строящейся церкви кто-то натаскивал целую гору кирпича. По утрам рабочие лишь удивленно разводили руками, не зная, кого благодарить за эту работу. Но когда они все-таки выследили своего таинственного помощника, то удивились еще больше: оказалось, что ночами сотни кирпичей на леса поднимала…
Христа ради «сумасшедшие»
Это интервью с православным богословом из Франции Жан-Клодом Ларше было написано на французском языке, а потом переведено на русский. И в процессе перевода мы столкнулись с любопытной вещью. Оказалось, во французском языке не существует отдельного слова «юродивый», есть только выражение — «fou en Christ», которое дословно можно перевести как «сумасшедший во Христе» или «сумасшедший ради Христа». Когда речь идет о настоящих юродивых, Ларше использует именно его. Но говоря о тех, к кому понятие «юродивый» можно применить только как метафору (например, «городские сумасшедшие» или эпатажные художники), Ларше просто произносит русское слово по-французски: «iourodivi». Почему? Потому что, по мнению богослова, эта лингвистическая тонкость как раз указывает на принципиальную разницу между настоящим юродивым-христианином и просто «юродствующим»: разве можно назвать «сумасшедшим во Христе» того, чье сумасшествие — не ради Христа?
Мученик Алексий (Ворошин) (XIX—XX вв.)
Летом 1928 года работающие в поле крестьяне костромского села Каурчиха столкнулись со странной, неизвестной им до сих пор сельскохозяйственной проблемой: на поле вдруг появился бывший председатель их сельсовета. Одетый в какие-то грязные лохмотья, он бегал по жнивью с палкой в руках, что-то бормотал, производя какие-то загадочные измерения и мешая общей работе.
Василий Блаженный (XV—XVI вв.)
У одного московского сапожника случился как-то хороший заказ: богатый купец пригнал в Москву струги с хлебом и решил пошить себе новые сапоги. Чтоб на столичный фасон — хромовые, «со скрипом», да чтоб сносу им не было. Объяснил он все это сапожнику, и вдруг мальчишка-подмастерье, до этого тихо сидевший в углу и смоливший дратву, поднял голову: «Будь уверен, господин! Такие сапоги тебе пошьем — никогда не износишь». И… заплакал.
Московский юродивый Василий Блаженный
Он родился в декабре 1468 г. близ Москвы. Предание говорит, что рожден он был прямо на паперти Елоховского храма. В летописи XVII в. упоминается, что святой Василий был сыном простых родителей…
Блаженный Андрей Цареградский (X в.)
Однажды на невольничьем торге богатый житель Константинополя по имени Феогност купил молодого раба-славянина. Юноша выделялся среди прочих рабов умом, честностью и добрым нравом, поэтому очень скоро хозяин сделал его своим доверенным слугой и отправил в духовное училище. Этим юношей был Андрей, которого впоследствии Церковь прославит в чине блаженных.
Зачем юродивые взрывали общественный покой?
Для церковного человека юродство — одна из форм святости. Но как смотрит на юродство светский ученый, изучающий это явление не с богословско-церковных позиций, а как культурный феномен? Об этом мы беседуем с доктором исторических наук Сергеем Ивановым, который является автором нескольких книг о византийском и древнерусском юродстве.
Преподобный Симеон Эмесский (VI в.)
«…А появление его в городе было таково: Симеон, увидев на свалке под стенами сдохшую собаку, снял с себя веревочный пояс и, привязав к ее лапе, побежал, волоча собаку за собой, и вошел в город через ворота, расположенные вблизи школы. Дети, заметив его, закричали: “Вот идет авва дурачок!” — и бросились за ним бежать, и били его.
Юродивые
Мы знаем о них в основном из литературы и кино. Но в последнее время это слово все чаще звучит в новостных программах телевидения, в газетных заголовках и в сетевых дискуссиях. Именно с юродством сегодня сравнивают некоторые громкие политические акции и перформансы деятелей от овременного искусства. Кроме этого,