Год назад эти ребята стояли на Рождественской службе в новой и пока еще неприютной колодозерской церкви. После Всенощной они пообещали друг другу: летом, бросив все дела, приехать сюда снова, на неделю, и расписать «небо» для храма Рождества Богородицы. Небо (небеса)* — это облегченный тип потолочных перекрытий в деревянных храмах Русского Севера, украшенных потолочными иконами, и это обязательная часть росписи церкви. Северный храм без «неба» — и не храм вовсе, будто без креста. Сейчас многие «небеса», вывезенные из заброшенных кенозерских церквей, можно увидеть в музеях и частных коллекциях, но красота «неба», разобранного на доски и выставленного на стендах, не раскрывается полностью перед зрителем.
Иконописцы из художественной мастерской «Архангелико» сдержали свое слово и в конце июля встретились в гостеприимном доме отца Аркадия Шлыкова, одного из основателей возрожденной сельской общины в Колодозере. Встретились там потому, что ехали одни из Москвы, а другие — из Питера (у мастерской есть филиал в Северной столице). За один вечер поставили леса. И к нашему приезду в Колодозеро работа у мастеров шла полным ходом. Мы тут же забыли все дела и, мечтая быть хоть чем-то полезными, почти все время проводили на лесах или внизу, помогая с грунтовкой щитов для потолочных икон.
И хотя я так и не смогла запечатлеть отца Аркадия в облачении, зато с пилой, с ножовкой, с опилками в рыжих спутанных волосах и косматой бороде — таких кадров было снято предостаточно.
Руководитель мастерской Анна Ильина выбрала для росписи купола традиционный для северных храмов сюжет: Спас в Силах и Богородица на троне в окружении Архангелов. Работать на лесах под восьмериком крыши было невыносимо жарко и душно: мощные софиты нагревали тесное подкупольное пространство. Но прохладная вода Колодозера давала новые силы, и роспись восьмерика была закончена в кратчайший недельный срок.
Прощальный ужин, костер на берегу озера — и художники разъехались по мастерским, чтобы вернуться к повседневным заботам. На следующий день в колодозерской церкви разобрали леса, и отец Аркадий возобновил службы в уже украшенном теплой росписью храме.
Заключительный этап потолочной росписи храма. Звезды.
Храм Рождества Богородицы в деревне Погост на Колодозере.
Звонница храма.
«Спас в силах» — традиционный сюжет росписи потолочных икон в храмах Севера России.
Начало работ. Установлен первый щит с росписью.
Отец Аркадий Шлыков всю неделю провел на лесах с иконописцами.
* Как пишет в своей книге «Росписи “неба” в храмах русского севера» Т. М. Кольцова, «“небо” было подобием каменного купола как по своим архитектурным формам (в деревянном храме оно перекрывает основное помещение для молящихся), так и в системе художественного решения — в системе росписи… Именно “небо” и алтарная преграда были доминирующими цветовыми акцентами интерьера северного деревянного храма. Вне зависимости от общей высоты сооружения, “небеса”, как правило, устраивались довольно низко от уровня пола, что было связано с необходимостью постоянно беречь тепло в храме».
Фото Екатерины Соловьевой
Здесь Вы можете обсудить эту статью в Блогах "Фомы" (Живой Журнал). Регистрация не требуется.