Чтобы в нынешних условиях родители смогли что-то сделать, им для начала нужно осознать несколько вещей.
Во-первых, далеко не все родители ясно понимают, в чем заключается главная беда российского образования — то есть что школа перестала учить детей читать и понимать прочитанное, выражать свои мысли не только письменно, но даже и устно, а значит — перестала учить думать. Вот что надо обсуждать, а не спорить насчет необходимости идеологии в учебнике истории или предполагаемой тематики возвращаемых в школу сочинений. Пока родители не увидят, в чем корень зла, они так и будут воевать с ветряными мельницами.
Во-вторых, есть проблемы, которые ни отдельный родитель, ни родительские объединения решить не смогут. Например, они не могут изменить руководство Министерства образования. Не могут повлиять на государственные образовательные стандарты. Не могут справиться с развалом системы педагогического образования. Словом, они не могут решить те проблемы, которые решаются только на государственном уровне. И это тоже надо понимать, чтобы не растрачивать свои силы зря.
Однако если речь заходит не о системных вещах, а о частностях — хотят, например, закрыть вашу школу, или у вас отвратительно преподается русский язык, недопустимо ведет себя с детьми данный учитель, — тут очень много чего можно добиться.
Увы, зачастую родители изначально настроены пессимистически: мы люди маленькие, от нас ничего не зависит, нас никто не станет слушать. Чепуха! Более чем достаточно примеров, когда объединившимся родителям удается отстоять интересы своих детей. Я очень не люблю выражение «образовательные услуги», но правда в том, что средний человек по отношению к образованию все-таки является потребителем. А раз так — должен бороться за свои права. Вот существует уже давно Общество защиты прав потребителей, оно много чего достигло, решило массу проблем. Тот же подход должен быть и относительно образования. Вы предоставляете нам услугу — мы требуем, чтобы она была качественной! Образование наших детей — это не милость, которую оказывает нам государство, это его обязанность, оплаченная нашими налогами!
Поэтому совершенно конкретный совет: станьте активными! Приходите в школу, общайтесь с учителями ваших детей, общайтесь с директорами, общайтесь с другими родителями. Общайтесь по-человечески, открыто, как люди, заинтересованные в одном и том же: обеспечить детям как можно лучшее образование. Чем больше вы будете в курсе повседневной школьной жизни, тем больших проблем удастся избежать.
Вот пример: последнее время проводится политика по слиянию школ. В каких-то случаях это, возможно, и оправданно, но слишком часто чиновники действуют бездумно, механически — и в результате гибнут замечательные школы, дети кое-где фактически остаются вне образовательного процесса. Так вот, есть масса примеров, когда родители, выступая с педагогами единым фронтом, вынуждали чиновников отступиться, отстаивали свои школы. Это, оказывается, возможно!
То же касается и множества случаев, когда администрация пыталась выдавить из школы талантливого учителя, а благодаря заступничеству родителей его удавалось защитить.
Но сделать это в одиночку, конечно, невозможно. Родителям надо объединяться. И в первую очередь использовать для этого существующие механизмы — родительские комитеты при школах, наблюдательные советы. Вы обеспокоены ситуацией в вашей школе — станьте членом родительского комитета, проявите активность и постарайтесь решить возмущающие вас конкретные проблемы. Никто другой этого за вас не сделает!
Обязательно ходите на родительские собрания, причем не просто слушайте учителя, а предлагайте свою повестку дня. Учитель говорит про дисциплину и про то, какие взносы нужно заплатить, — а вы, услышав его, не расходитесь, а обсудите, удовлетворяет ли вас качество преподавания русского языка или математики, понимают ли дети прочитанное, какие недостатки в работе школьной столовой, почему уже два месяца не могут найти замену уволившемуся учителю английского... Масса проблем решается, если их решать — а под лежачий камень, вода, как известно, не течет.
Бывает и так, что родители, обеспокоенные, например, низким качеством преподавания химии в их школе, находят где-то на стороне талантливого учителя, готового заниматься с их детьми во внеурочное время (причем подчас совершенно бескорыстно). С одной стороны, это, конечно, не системное решение: почему наши налоги должны уходить на оплату плохой химички? С другой — лучше уж так, чем никак. Поэтому нужно использовать всякую возможность закрыть бреши школьного образования. Если это можно сделать через кружок — прекрасно! Если можно из своей родительской среды найти людей, способных позаниматься с детьми какими-то предметами, — флаг в руки!
Иногда родители принимают решение перевести детей на домашнее обучение и самостоятельно заниматься с ними. У меня к этому двоякое отношение. С одной стороны, во многих случаях это действительно выход, действительно оказывается возможным дать детям лучшие знания, чем они получили бы в массовой школе. С другой — школа не только дает знание, но и социализирует. Дети на домашнем обучении не останутся дома всю жизнь, и вот тут-то, во взрослой жизни, может аукнуться недостаток общения со сверстниками, неумение выстраивать отношения с людьми, работать в коллективе. Словом, тут нужно очень хорошо все взвесить.
Но общий принцип все равно один: будьте активны! Помните, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. А руки у нас есть.