…На владыку Дионисия лилась вода – во время первой архиерейской службы в храме Казанской иконы Божией матери в Бетино на улице шел дождь, и дырявая крыша протекала. Сегодня свод храма под Касимовым молитвами владыки, настоятеля храма и трудами прихожан укреплен, накрыт временной кровлей и увенчан крестом. Работы еще хоть отбавляй, но главное сделано – в Казанской церкви можно служить, а остальное приложится.
Найти и воссоздать
В Касимовской епархии мало храмов новопостроенных, но много старинных, с богатой историей, среди последних четверть неблагоустроенны, бесхозны, заброшены. Одной из инициатив новопоставленного в 2011 году епископа Дионисия было понять – сколько на его территории церковных зданий и в каком они состоянии. Одной из первых в Церкви тут была создана комиссия по строительству, реставрации и сохранению памятников, проделавшая огромную работу: составившая их полный реестр. Полуразрушенные, аварийные храмы были – в рамках общеепархиального проекта-победителя Православной Инициативы «Сокровища Мещерского края» – отсняты, описаны, выставлены на созданном специально для этого сайте http://kas-nasledie.ru (многие – даже отысканы, напрочь забытые, в брошенных деревнях), показаны на фотовыставках. Эта работа продолжается и сейчас.
И встал вопрос: что сделать для того, чтобы в поросших бурьяном стенах и под пробитыми временем куполами воссоздались храмы. Для того чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, решено было четко определить границы приходов - и это позволило привязать к действующим храмам близлежащие заброшенные. А отцы-настоятели действующих храмов получили особое послушание: хоть раз в месяц совершать в бывших церковных помещениях богослужения, организовывать местных жителей на приведение в порядок территории вокруг и внутри церковных стен.
- Там, где начинается молитва, там оживают старые стены, там случаются чудеса, - говорил владыка Дионисий.
Так обрел хозяев и начал возрождаться и храм Казанской Божией матери в селе Бетино, один из главных и самых изысканных образцов ампира на Рязанщине.
Альпинист на куполе
Отец Владимир Правдолюбов служит чреду в Касимовском кафедральном соборе, настоятельствует в Крестовоздвиженском храме села Балушевы-Починки и с прошлого года активно занимается приходом Казанского храма в Бетино.
Казанский храм был закрыт в тридцать седьмом году, вскоре после ареста последнего настоятеля, и с тех пор начал разрушаться. Как многие закрытые деревенские храмы, он использовался как склад зерна и удобрений, потом стал не нужен и в таком качестве. Не стало дверей и окон, изысканные росписи разрушались дождем и снегом, разрисованные молодежью, перекуривающими тут перед тем, как пойти в кино или на танцы в деревенский клуб по соседству.
Клуб и сейчас стоит на месте, метрах в 30 от храма, давно заколоченный. А вокруг Казанской церкви вот уже несколько лет кипит работа.
В роду Правдолюбовых 300 лет все мужчины по отцовской линии идут в священники. Четверо Правдолюбовых прославлены в Соборе Новомучеников и исповедников Российских, более десятка сегодня – священнослужители в Касимове и Москве. Но Володя, правнук священномученика Сергия Правдолюбова и сын касимовского протоиерея, не хотел принимать сан, он хотел заниматься автомобилями, с 13 лет гоняя по Касимову на машине еще даже без прав. К поступлению в Сретенскую семинарию Владимир, по его словам, почти не готовился, а перед отъездом в Москву, помолясь, решил: пройду по конкурсу – пойду в священники. Прошел. К концу обучения у него и близко не было невесты, и он снова решил: не найду ее до окончания – пойду после семинарии в университет. Через две недели он познакомился с будущей матушкой и после этого, говорит, «окончательно перестал дергаться».
…Получив в свое распоряжение проблемный приписной храм, отец Владимир начинал исполнять послушание не слишком рьяно – служил, как положено, молебны, понемногу собирались пожертвования на службах, и было непохоже, что дело восстановления стремительно ветшающего храма-памятника может как-то сдвинуться с места. Зданию, с трудом переживающему смену сезонов, в первую очередь, требовалась расчистка полупровалившейся кровли и установка временной защитной…
И вдруг отец Владимир, по его словам, почувствовал, что все как-то начало решаться без него.
Его главный помощник сегодня в храме, Андрей, перворазрядник по спортивному альпинизму и промышленный альпинист с солидным стажем, делавший высотные работы на многих храмах в округе, не мог, всякий раз проезжая мимо Бетина, спокойно смотреть на заросший деревьями купол. И высотные работы на куполе начал с топором в руках, рубил там белые березки. Потом укрепил полуразрушенный каменный "стакан", на котором должен стоять купол, покрыл купол железом, вися на веревках, выкрасил "стакан" - и теперь над аккуратно расчищенным и прикрытым сводом храма возвышается новая глава на сине-белой ножке.
Саму главу делали как временный вариант для другого храма, но сделали неточно, она осталась невостребованной – и отец Владимир решился взять ее себе, и когда главу опускали на барабан, то она встал как влитая, зазор между "стаканом" и навершием оказался не больше 10 сантиметров!
Именно бетинский храм был предложен епархией для партнерского проекта благотворительным фондом «Белый ирис», выигравшим грант на проведение исследовательских работ на сельских храмах – и состояние Казанской церкви оценивали реставраторы из Москвы, предоставили епархии и настоятелю рекомендации по дальнейшей работе с храмом.
Отец же Владимир удивляется, как за небольшие деньги у него получилось «закрыть» храм сверху, поставить стеклопакеты, поправить центральную стену и так далее, и считает, что его заслуги тут нет – а есть небесное заступничество священномученика Евгения, расстрелянного в 1937-м и прославленного Церковью последнего настоятеля храма. За год священник наездил между Касимовым и Бетино (40 км друг от друга) 20 тысяч километров и храм сегодня, практически, готов к зиме. Уже куплена печь, надо ставить дверь и закрывать несколько не заделанных еще проемов в стенах…
На литургию на попразднество Рождества Богородицы поляна рядом с Казанским храмом была так заполнена автомобилями, что не разъехаться.
Огонь против времени
В ночь на 12 октября в селе Лався Касимовского района Рязанской области сгорела уникальная деревянная Покровская церковь. Предположительно, причиной пожара стал поджог. Мы успели там побывать до трагического события.
Протоиерей Серафим Правдолюбов, священник Троицкого собора в поселке Гусь Железный, получив в попечение Покровскую церковь в селе Лався, построил рядом с ней небольшой бревенчатый храм. Осталось только поставить иконостас, и можно готовиться к освящению. В углу будущего алтаря церкви стоят два креста – стальной, явно с иконостаса, и деревянный, тяжелый, со вставками-иконочками, явно не одно столетие выносившийся на крестные ходы.
И то и другое – остатки утвари из того самого деревянного храма Покрова, построенного, по окончательно не подтвержденным пока данным, в начале XVII века. Если бы эти данные подтвердились, то могло оказаться, что эта церковь – одна из древнейших в рязанских краях.
Только с годами она становилась все менее похожей на храм.
- Вот тут стояла печка, тут певчие, тут "Илья Пророк" висел в ризе, - староста прихода Анна Степановна о временах, когда храм был целым, рассказывала, стоя среди серых потемневших от дождей и времени деревянных стен с осыпавшейся штукатуркой. Под ногами у нас были полусгнившие доски.
В последние десятилетия у Покровской церкви обвалился притвор, снесло купол, а деревянную колокольню обрушил один местный деятель, год за годом подрубавший ее на растопку. Но стоял четверик с восьмериком, изрядно покосившиеся сени по бокам, апсида…
В 1905 году лавсинцы, не такие оснащенные и осведомленные в деле реставрации, как современные специалисты, сами провели реставрацию своего храма: разобрали, заменили сгнившие элементы и собрали храм заново. Постаревший с тех пор еще на 113 лет памятник долго считался обреченным.
Покровский храм значился в епархиальном и государственном реестрах, участвовал в проекте «Сокровища Мещерского края», и тут тоже побывали московские реставраторы от «Белого Ириса". Их соображения были обнадеживающи: возможности укрепить здание не потеряны, его надо консервировать, с тем, чтобы сохранить еще то, что сохранить можно, по возможности разбирать верхние, грозящие обрушить конструкцию, бревна. Необходимо все обмерить, чтоб храм остался в документах во всех своих параметрах. И искать средства на реставрацию уникального памятника.
Лавсинский храм, между тем, усилиями сотрудников епархиальной комиссии по строительству, реставрации и сохранению памятников обзавелся страничкой на http://kas-nasledie.ru, сюжет о храме, стоящем вдали от магистральных дорог, вышел на телеканале «Спас», информация появилась в соцсетях. И сразу «обросла» комментариями и вопросами – можно ли организовать экскурсию в Лавсю. И, по словам главы епархиальной комиссии иерея Владимира Игнатова, одна группа в селе побывать успела… До того, как пожар уничтожил уникальный памятник.
Материал подготовлен при поддержке фонда «»Сохранение культурного наследия “Белый Ирис”» в рамках проекта «Культурный код» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Поддержать деятельность фонда можно, приняв участие в работе по восстановлению храмов в качестве добровольца, либо сделать денежный перевод на счет фонда. Как это сделать, можно посмотреть на этой странице nasledie-iris.org/kak-pomoch.
Фото Владимира Ештокина
Читайте также:
Храмы выбирают нас
Дединово: как восстанавливают уникальный храмовый комплекс
Молитва вместо трактора: в полуразрушенном храме Курбы совершили Литургию
Храм Вознесения в елпатьевском лесу
Благовещенский погост Нагих
8 храмов на два села