Полуразрушенный храм в лесу, уже сам почти поросший лесом. Так доживает свой каменный век старинный и величественный храм Вознесения Господня в селе Елпатьеве, бывшем имении Нарышкиных.
Дороги в этих краях как-то хорошо описал Александр Дюма, посетивший Елпатьево во время своей поездки в Россию в 1858 году: «Из лавры в Елпатьево ведут две дороги, если это вообще можно назвать дорогами. Наша дорога считалась лучшей... Впрочем, благодаря ей я познакомился с любопытной вещью, до сих пор мне совершенно неизвестной: дорога была проложена по трясине и состояла из сосновых стволов, уложенных в ряд и скрепленных друг с другом…»
Мало что изменилось с тех пор: свернув с трассы на самой границе Московской и Тверской областей, попадаешь на проселочную дорогу, которая незаметно превращается в лесную. Лужи, грязь, тракторные колеи, ухабы — в весеннюю распутицу такая дорога становится совершенно непроходимой.
Проехав полтора десятка километров по такой дороге, мы наконец-таки попадаем в …березовую рощицу, насквозь пропитанную солнцем. Это бывшее колхозное поле, брошенное, заросшее березняком, на дальнем краю которого мы и увидели деревенские домики, а уж дальше над крышами домов – купол храма.
Храм был построен в 1829 году переславским помещиком, камергером императорского двора Павлом Петровичем Нарышкиным.
В храме три престола: главный — в честь Вознесения Господня, придельные — святых апостолов Петра и Павла и святой великомученицы Параскевы Пятницы.
Выстроенный в стиле классицизма, храм долгие годы оставался одним из красивейших храмов в округе. Это был период наивысшего расцвета села и усадьбы Елпатьево. Здесь был построен господский дом, конюшня, ипподром. Павел Петрович был заядлым лошадником, и в его конюшне содержались лошади знаменитой орловской породы. В имении был большой усадебный парк с липовыми аллеями, сад и огород.
О роскоши усадьбы писал все тот же Дюма. Он побывал у Нарышкиных благодаря своим давним приятельским отношениям с французской актрисой Женни Фалькон, которая была женой Дмитрия Павловича Нарышкина, тогдашнего хозяина усадьбы, сына Павла Петровича.
Дюма пишет в своих воспоминаниях: «В ста пятидесяти верстах от Москвы, в затерянном краю, в доме, двадцать лет стоявшем нежилым, мы неожиданно застали не только все, что требуется для комфорта, но и настоящую роскошь».
Ныне от той былой роскоши в современном Елпатьеве не осталось ничего. Не осталось усадьбы. Не осталось местных жителей. Два десятка домиков села принадлежат дачникам. Даже точно неизвестно, где могла находиться усадьба Нарышкина. Рядом с церковью некогда было кладбище, сейчас оно заброшено, каменные плиты с могил еще в давние времена жители деревни растащили на свои участки.
Сквозь густые заросли с трудом угадываются липовые аллеи, сильно разросшиеся уже без всякого порядка. Там, где когда-то был ипподром и бушевали страсти, был образован карьер, который нынче также заброшен и пуст и зарос густым кустарником.
Остался только храм. Заброшенный, пустой, но все еще не разрушившийся окончательно.
Время от времени прихожане храма Преображения Господня из соседнего села Нагорье совершают сюда крестный ход. Тогда в старинном храме горят свечи и звучат слова молитвы.