Крест — символ христианства
Крест — основной символ христианства. В прежние времена ребенка с раннего детства учили складывать пальцы и креститься… Теперь многим из нас приходится учиться этому движению в зрелом возрасте. О крестном знамении, таком простом и так много значащем движении руки, рассказывает священник из Петербурга отец Геннадий.
Скептики говорят: ну что вы креститесь, что вам это дает, просто машете перед собой рукой...
Действительно, для неверующего это действо, может быть, ничего и не значит. Не так для православного. Во-первых, крест — это наша защита. Ведь человек пребывает в мире не только физическом, но и духовном. В этом духовном мире мы находимся между двумя полюсами. С одной стороны — сила Божественной любви, с другой — злоба, противодействующая ей, говоря современно-наукообразно, темная отрицательная энергия, в народе же ее называют проще — бесы, нечистая сила. И крест — наша защита от нее.
Это было «во-первых». А «во-вторых»?
Во-вторых, а если быть точным, то прежде всего: мы, когда крестимся, ИСПОВЕДУЕМ СВОЮ ВЕРУ. Крестное знамение — это самый краткий символ веры, бессловесный и абсолютно всем доступный. Вот мы складываем три первых пальца «щепотью», вместе, — это в знак того, что мы верим в Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.
Безымянный палец и мизинец твердо прикладываем к ладони, как бы утверждая, что одно из лиц Троицы — Христос, Сын Божий — сходит на землю, чтобы быть нашим Спасителем. Почему именно два пальца? Потому, что Иисус Христос — Бог и человек одновременно.
Далее. Три перста прикладываем ко лбу, затем кладем на живот, на правое и на левое плечо. И в это время говорим «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь», призывая Бога-Троицу.
Наше чело как бы символизирует небеса, чрево — землю, а поперечная перекладина — то, что Святой Дух охватывает все, от края и до края. Бывают и другие объяснения — ведь перед нами ТАЙНА, и познать, вычерпать глубину ее смысла человек никогда не сможет.
А как складывали пальцы в Древней Руси? Что это означало?
Обозначало то же самое, что и сейчас, только крестились двумя перстами — указательным и средним — а остальные три складывались вместе. А в первые века христианства крестились и одним пальцем, выражая этим веру в единого Бога среди окружающего языческого многобожия.
Тем не менее, старообрядцы придавали большое значение тому, как складывать пальцы. Это, действительно, так принципиально?
Было бы принципиально, если бы искажался смысл, а ведь смысл один и тот же… Обе эти практики достаточно древние. В Древней Руси, до патриарха Никона, перстосложение было двоеперстное. Но в Византии и у православных во всем мире примерно с XIII века укрепилось троеперстие. И, когда в XVII веке встал вопрос о единстве христиан, патриарх Никон пожертвовал формой в пользу всеправославного единства. Сейчас, решением Собора Православной церкви 1972 года, оба перстосложения признаны «равночестными», то есть каждый человек вправе выбрать такое, какое ему нравится.
Вернемся к вопросу о смысле и роли крестного знамения. Скажем, наши предки — когда и зачем крестились?
И раньше, и теперь — верующий человек всегда начинал свой день с крестного знамения и, отходя вечером ко сну, тоже осенял себя крестом. С креста начиналось всякое дело, дорога, например. Раньше мать не выпускала ребенка из дому, не перекрестив его. Крестом знаменовали «яствие и питие», то есть еду и питье, которые стояли на столе. Мы сейчас заботимся о гигиене, об экологической чистоте пищи, но забываем, что она должна быть не только чистой, но и благословенной!
Вообще все значимое в жизни должно начинаться с креста. У наших предков это иногда распространялось даже на подпись: она начиналась с креста или заменялась им. И вовсе необязательно по неграмотности — так еще в древности писали даже очень грамотные византийцы. В Византии был обычай: в особо важных документах ставить вместо имени три креста. Поставить такую подпись было более ответственно, чем написать свое имя. Это значило поручиться крестной силой, именем Божиим.
Надо ли перекреститься, входя в храм?
Не только входя в храм, но и проходя мимо него — иначе мы выкажем неуважение к храму. Войдя туда, как говорится, по уставу, нужно перекреститься и поклониться три раза, а уходя, повернуться и тоже перекреститься на алтарь.
А некрещеным?
От них этого не требуется, но и не запрещается.
Себя мы крестим справа налево. А другого человека как?
Тогда крест кладется слева направо. Мы как бы обращаем его от себя.
Обязательно ли православному носить нательный крест?
А обязательно ли документу иметь печать? Без печати он недействителен. Так и христианин без креста «недействителен». В древности, например, свидетельств о крещении не выдавали — единственным свидетельством был крест. Это знак нашей веры, та крестная сила, которая с нами. Как же не носить его?
Кстати, НАТЕЛЬНЫЙ крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники).
Раньше в России крест, данный при крещении, хранили всю жизнь, и с ним человека клали в могилу. Так и говорили: «Прожить жизнь от креста до креста» — от крестильного до могильного. Нательный крест не должно снимать никогда.
Даже в бане?
Даже в бане. Между прочим, в старину в России были особые банные кресты. Они висели в предбаннике. Человек, входя, надевал деревянный крест и только тогда снимал металлический.
Зачем же так сложно?
А вдруг в это самое мгновение он умрет?! Самое страшное для русского человека было умереть без креста!
Кстати, о крестах на храмах. Одни из них четырехконечные, но есть и иной формы, со скошенной перекладинкой внизу. Что они означают?
Это традиционный православный восьмиконечный крест — вертикаль с тремя перекладинами. Две из них горизонтальные, а третья, нижняя, скошена. Верхняя линия изображает ту надпись, которая была прибита на Голгофском кресте — имя распятого и его вина. Там было написано: «Иисус Назарет, Царь Иудейский». Но на кресте устраивалось еще подножие — потому что человеческие руки неспособны выдержать тяжесть тела. Распятый не висел, а как бы стоял на кресте. Скошенная палочка и означает это подножие.
Почему она скошена?
Вместе с Христом были распяты два разбойника. Они оказались по разные стороны от него и в прямом, и в духовном смысле. Один из них хулил Христа, а другой поверил в Него и покаялся, прямо там, на кресте. И Христос сказал раскаявшемуся разбойнику: «Ныне же будешь со мной в раю.»
Гак что тот, кого распяли справа от Спасителя, восшел с ним в обители райские, а тот распятый, что слева, нераскаянный, — ниспал в бездну ада. Потому и перекладина скошена — выбирай, с КЕМ ты, КУДА идешь?..
Для любого из нас крест — это распутье. Тут мы останавливаемся перед выбором. Возможны два пути: вверх или вниз. И только от самого человека зависит, каким путем ему двигаться…
Фото Olga Kruglova www.flickr.com