У меня есть вопрос, на который я не получил достоверного ответа ни от одного священника. Почему женщинам необходимо прикрывать платками головы, а мужчинам нельзя приходить в храм в шортах? Мне приводили в пример простое уважение пред Господом, но мне кажется, что сердечное уважение куда важнее. Также приводилась в пример притча о пире, где один из возлежащих был не в брачной одежде, но, по-моему, тут Господь говорит нам о состоянии души, а не шортах и платках. Пожалуйста, объясните что к чему.
Алексей
Да, Алексей, вы совершенно правы. Для Господа важно именно состояние души, а не внешний вид. Действительно, притча о пире указывает нам на состояние нашей души, а не на то, что мы приходим к Господу в грязной одежде. Но Церковь — это сообщество людей, социальный институт, где большое значение имеет не только внутренние переживания, но и внешний вид. По этому поводу говорил апостол Павел, что для христианина это неприемлемо — быть причиной соблазнов, даже если он в своем личном понимании поступает правильно. Ради малых сих (всех, кого мы можем соблазнить) необходимо чем-то лично поступиться, и не только в отношении одежды. Так апостол говорит: если моего брата соблазняет то, что я ем мясо, не буду ради этого брата есть мясо вовек (Рим 14:19–26).
Многие церковные каноны учитывают именно соблазн, который может смутить людей. Например, священник должен быть муж одной жены, не должен заниматься государственной деятельностью, должен быть хорошим семьянином. Почему такие правила предъявляются к священнику? Неужели люди, имеющие вторые браки, такие уж грешники? Или тот, кто состоит в первом браке, — самый положительный христианин? Именно из-за возможности соблазна других людей и установлены такие правила. Священник должен быть образцом и в духовной жизни, и во внешней, социальной.
Точно так же и мы, будучи христианами, не должны становиться причиной для соблазнов. Особенно важно нам помнить об этом, приходя в храм, где наше поведение может стать соблазном для таких же христиан, как и мы, а наш нескромный вид будет если и не вводить во грех, то по меньшей мере отвлекать от того, зачем мы все и приходим в храм: от участия в совместной молитве и Таинствах.