Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо. Читайте в проекте «Фомы» — «Малые города — герои России».
На Приморской площади города, продуваемой холодными ветрами Баренцева моря, возвышается почти на 30 метров фигура моряцкого «Алеши». Матрос с автоматом будто шагает с постамента — рубки подводной лодки — в сторону моря, к пришвартованным у причалов крейсерам и эсминцам. «Алеша» — любимый всем городом памятник героям-североморцам времен Великой Отечественной войны, символ столицы Северного флота России. Площадь вокруг него — место проведения военных парадов и прогулок горожан, которым не страшны пронизывающие ветра.
Североморск — город военных моряков, по-флотски подтянутый, собранный, красивый своей четкой планировкой. О том, что здесь живут главным образом моряки со своими семьями, напоминает всё: названия улиц — Корабельная, Морская, Матросская, Флотских строителей, лепнина на фасадах зданий с морской символикой, памятники и музеи морской тематики, даже уличные лестницы, которые по-морскому зовут трапами. А лестниц тут много, потому что город, окруженный сопками заполярной тундры, от берега взбирается по склонам наверх. Чем выше и дальше от моря, тем теплее. Но вообще природные условия тут жесткие. Не всякий может привыкнуть к постоянным суровым ветрам, выдержать испытание незаходящим с мая по август солнцем и полярной ночью длиной в полтора месяца.
Попасть в Североморск просто так невозможно. Он закрыт для посторонних, не имеющих местной прописки, родственников в городе или специального пропуска. Но население его обновляется регулярно: флотская служба требует постоянного притока «свежей крови», а пенсионеры с выслугой лет уезжают на «большую землю».
Корни города
Североморск — очень молодой город, но если потянуть за его корни, можно погрузиться на глубину начала XVII века. Река Ваенга, на которой он стоит, впадающая в Кольский залив, была известна в те времена как богатое семгой промысловое место, на ней располагались становища рыбаков из местного народа саамов. Рыбачьи станы стояли и в соседней бухте, которая по фамилии крещеных саамов зовется с тех пор Варламовой. Ваенга дала первое название поселению колонистов, возникшему между двумя рыболовными бухтами в конце XIX века. За несколько десятилетий до того правительство Российской империи озаботилось экономическим состоянием этого северного края державы и призвало колонистов активнее заселять мурманский берег. Первыми жителями колонии Ваенга были в основном финские промысловики.
К середине 1920-х годов в крошечном поселке жили три десятка человек. Но уже через несколько лет все изменилось. В 1933 году в Кольском заливе побывала правительственная комиссия. Ее целью был поиск удобных мест для базирования судов Северной флотилии, которая тогда только создавалась (вскоре флотилию переименовали во флот). Поселок Ваенга был выбран тогда запасной базой. Началось строительство — корабельных причалов, жилья, аэродрома морской авиации.
Через два дня после начала Великой Отечественной войны с аэродрома Ваенги поднялся в воздух летчик-истребитель Б. Ф. Сафонов, положивший общий по всем фронтам отсчет сбитым фашистским самолетам. В военные годы в Ваенге базировались несколько авиаполков — истребительный, разведывательный, минно-торпедный, а также эскадра эсминцев, которые участвовали в сопровождении знаменитых морских конвоев западных союзников. Здешний аэродром послужил прототипом лётной базы, описанной в известном романе В. Каверина «Два капитана». В разгар войны писатель приезжал на Кольский север, делал очерки о флотских военных буднях и работал над романом, главный герой которого служит в северной авиации.
Живая память
Нынешний Североморск полон памяти о войне и ее героях — моряках и летчиках Северного флота. Ее увековечил не только каменный матрос «Алеша». Мемориалами павшим и выжившим победителям стали восстановленный бомбардировщик Ил-4, сбитый в 1942-м над сопками, корабельное артиллерийское орудие, торпедный катер, а в подводной лодке К-21, прошедшей в годы войны славный боевой путь, устроен музей. В честь североморцев, как именовали себя защитники русского Заполярья, назван и сам город.
Поселок Ваенга стал городом Североморском через шесть лет после окончания войны. Но еще в 1947 году туда переехали штаб и управление Северного флота, закрепив за поселением статус главной военно-морской базы Севера. С 1951-го началось городское строительство. Архитекторы задались целью сделать Североморск не только функциональным, но и комфортным для жизни, красивым городом.
В Североморске базируется только часть кораблей Северного флота, самого мощного из российских флотов. Кроме обороны страны и освоения арктического морского пространства они обеспечивают присутствие России в мировом океане — с честью несут в международных водах российский флаг, демонстрируют возможности страны как сильной морской державы. В 1990-х годах это российское патрулирование мирового океана было прервано более чем на десятилетие и возобновилось в 2007 году, когда в Атлантику вышел отряд боевых кораблей Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов».
Православие с нуля
После крушения СССР в Североморске с абсолютного нуля была выстроена жизнь православных приходов. Точнее, начиналось все с единственного храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, возведенного на рубеже тысячелетий. Сейчас построен и собор во имя Андрея Первозванного, покровителя моряков. Это кафедральный собор Североморской епархии, недавно выделенной из состава Мурманской. Ее территория охватывает все морское побережье Кольского полуострова.
Пять веков назад началась христианизация мурманского севера. А в наше время североморское священноначалие видит цель своего служения в рехристианизации флота, воцерковлении моряков, возрождении традиций когда-то боголюбивого русского воинства. Епископ Митрофан, сам в прошлом морской офицер, служивший в тех же краях, командовавший боевым кораблем, хорошо знает все болевые точки и духовные проблемы постсоветского флота.
Поморы
Но морские традиции не ограничиваются лишь двумя веками существования имперского российского флота, созданного Петром I. На берегах Кольского полуострова более привычно вспоминать о традициях поморов — мореплавателей, издревле осваивавших русскую Арктику, берега северных и сибирских морей. Христову веру, доверие к Богу в поморах веками крепила постоянная схватка с морем.
Поморы основали в вершине длинного Кольского залива первое в этих местах русское поселение Колу — предшественницу всех позднейших центров Кольского полуострова. Если соединить в одном месте функции военного управления и административного, разделенные сейчас между Североморском и Мурманском, то получится старинная Кола. В течение столетий она служила военным форпостом России, защищая северо-западные рубежи страны от посягательств европейских соседей. От Североморска ее отличало лишь то, что она была сухопутной боевой крепостью, а не военно-морской базой.
В первой половине XVI века это было промысловое становище. С Колой связано имя преподобного Феодорита Кольского, который пришел к мурманским саамам с благой вестью о Христе. Проповедь была успешна. В 1530-х годах он поставил в Коле Благовещенский храм, а чуть погодя основал там Троицкий монастырь и однажды крестил сразу две тысячи саамов.
В 1560-х годах Колу «открыли» для себя нидерландские купцы, и вскоре она сделалась крупным международным торговым портом. Коммерция на Мурманском берегу некоторое время успешно конкурировала с холмогорской.
Промысловые богатства Русского Севера будоражили воображение европейцев. На Кольский полуостров желали наложить руку норвежцы, датчане, шведы. Мурманский берег становился небезопасным для купцов и промысловых людей. В начале 1580-х в Колу впервые был прислан воевода — военный и гражданский управитель края. Это был Аверкий Палицын, будущий монах Авраамий, знаменитый келарь Троице-Сергиевой лавры, оставивший летопись обороны монастыря от поляков во время Смуты.
Тогда же в Коле построили боевой острог, обеспечив стрелецким гарнизоном и артиллерией. Первое нападение неприятеля крепость выдержала в 1589 году. Под ее стенами был разбит отряд финнов, подданных шведской короны, которые перед тем вырезали и сожгли монастырь на реке Печенге, у русско-норвежского порубежья. Через полтора года шведы еще раз попытались взять штурмом Колу, но получили жесткий отпор. 20 лет спустя, в Смутное время, они вновь атаковали эту ключевую на Кольском полуострове крепость и опять потерпели поражение.
В середине XVII века гарнизон острога составляли уже 500 стрельцов — это по меркам того времени очень много. В обороне Поморья Кола имела первостепенное значение. Так было в 1620-х, когда датчане принялись разбойничать на море у русского берега и послали к Коле военную эскадру, хотя и не решились напасть на нее. Так же было и в начале 1700-х: Петр I, воюя со шведами, велел перестроить уже обветшавший острог, сделать его более мощным. Но шведы тогда уже не рискнули нападать на Колу. Ситуация повторилась и в 1740-х, во время очередной русско-шведской войны.
Екатерина II переименовала Кольский острог в город Колу и жаловала ему герб. К следующему столетию он вовсе лишился военного значения и был разоружен. Как выяснилось — зря. В 1809 году на город напали с моря англичане и ограбили. Они же на военном корабле приступили к Коле во время Крымской войны, в 1854 году, потребовав сдачи. Кола приняла свой последний бой: ее жители с небольшой военной командой, плохо вооруженные, сумели помешать высадке десанта. Тогда англичане выжгли город бомбардировкой, уничтожив и гордость колян — красивейший восемнадцатиглавый Воскресенский собор.
Кола запустела. К тому же она давно не могла служить ни торговым, ни военным портом — слишком далеко от океана и мелко для больших кораблей.
Сейчас Кола — малоизвестный в стране пригород Мурманска. А когда-то ее имя звучало громко и в России, и в Европе. Она была камнем, о который спотыкались шведы, датчане, англичане. В наше время о кольской старине напоминают только валы острога, церковь во имя Варлаама Керетского да мемориальная доска в честь первого воеводы Колы.
На заставке фрагмент фото Олега Андреева