Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо. Читайте в проекте "Фомы" - "Малые города — герои России".
Город корабелов на границе ойкумены, омываемый Белым морем, открытый студеным ветрам. Официально Северодвинску не исполнилось еще и 80 лет, однако подлинная история этого места насчитывает более шести столетий. Среди старожилов бытует легенда о том, почему именно в этих координатах — на побережье Северного Ледовитого океана — Сталин приказал возвести крупный судостроительный завод.
Когда генералиссимус услышал, что недалеко от Архангельска на берегу Белого моря был монастырь, сразу принял решение: монахи для основания обители дурного места выбрать не могли», — рассказал коренной северодвинец иеромонах Даниил (Плотников).
Николо-Корельский монастырь в устье Северной Двины появился на рубеже XIV–XV веков. По преданию, основателем его был преподобный Евфимий Корельский. Обустроила же монастырь новгородская боярыня Марфа «на гробех детей своих Онтона да Филикса», утонувших в Белом море.
У стен обители начиналась торговля русского государства с иностранцами — по сути это первое окно в Европу. Англичане, прибывавшие в монастырский порт в конце XVI века, общались с иноками, заказывали молебны. Ученый Сергей Шаляпин в монографии «Дом Святого Николая у Студеного моря» писал, что иностранцы не отказывали себе в удовольствиях — по разрешению монахов они варили пиво. Англичане жертвовали на обитель: кто-то давал монеты, кто-то вещи, а среди оригинальных подарков была даже шуба.
Когда в начале XVII века главным морским портом Русского Севера стал Архангельск, Николо-Корельский монастырь потерял торговое значение. В его стенах сделали тюрьму для политических и религиозных узников, среди которых были, к примеру, участники и идеологи Соловецкого восстания 1668–1676 годов.
Ансамбль каменных строений обители, в числе которых Успенская и Никольская церкви, сохранившиеся до наших дней, возведен в конце XVII века.
После закрытия монастыря его здания использовались в 1930-х годах Севмашпредприятием — крупнейшим оборонным судостроительным заводом. В постройках разместились общежития, отдел кадров, комитет комсомола, почта, склады и служебные помещения, а в бывшем братском корпусе — швейная мастерская. Позднее появились производственные цехи. В послевоенные годы верфь стала центром атомного подводного судостроения.
Во времена брежневского застоя власть увидела историческую ценность выживших монастырских строений и признала их ансамбль памятником архитектуры. Коллизия заключается в том, что старинные сооружения оказались в условиях секретности — на режимной территории за колючей проволокой.
Город готовился отметить свое 60-летие, когда краевед Алексей Климов сделал сенсационное заявление в местных СМИ. Газеты писали: Северодвинск, оказывается, пребывает под небесным омофором основателя Николо-Корельского монастыря преподобного Евфимия и праведных Антония и Феликса, память которых отмечается 1 мая по новому стилю.
Жители города корабелов, наконец, помимо социалистического заряда бодрости и оптимизма, обрели исконную историю, уходящую в глубь шести столетий. Желание чувственным образом ощутить ее привело северодвинцев в монастырский заводской храм. Впервые руководство Севмашпредприятия позволило отслужить у стен святыни молебен покровителям города.
Богослужение возглавил епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов).
Гигант военной промышленности, на котором трудятся десятки тысяч человек, в 2004 году впервые за свою историю вывел заводские подразделения из монастырских зданий. Более того, предприятие приступило к капитальному ремонту Никольского собора.
Спустя год, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, настоятель собора священник Александр Шестаков освятил его придел во имя преподобного Евфимия и праведных Антония и Феликса Корельских — первый в Русской Церкви престол во имя этих святых. После 85-летнего перерыва в старинном монастыре совершили Литургию. С тех пор храм открыт постоянно, и многие заводчане приняли в нем Крещение.
В первый год своего патриаршества вознес молитвы в Никольском соборе и предстоятель Русской Церкви Святейший Кирилл. Он возглавил там всенощное бдение. Тогда же над старинной церковью вновь засияли купола.
«С великой радостью я совершил богослужение в этом восстанавливающемся храме, который в точности отражает то, что происходит сегодня с нашей страной и народом», — сказал тогда северодвинцам Патриарх Кирилл.
Совсем недавно возникли дискуссии о подробностях жизни святых братьев Антония и Феликса Корельских. Поводом послужили георадарные исследования ученых на монастырской земле. С помощью радиолокатора для зондирования грунта они пытались найти место захоронения Антония и Феликса.
Бытует легенда о том, что братья утонули в Белом море, их тела вынесло на берег, где впоследствии по указу боярыни Марфы была заложена обитель. Долго считалось, что Антоний и Феликс — сыновья знаменитой новгородской посадницы Марфы Борецкой. Историки достоверно выяснили, что мать святых — не она, а другая вполне состоятельная и уважаемая новгородская боярыня, жившая примерно на полвека раньше.
Земля, на которой стоят уцелевшие здания обители, хранит свою тайну. По преданию, там, под фундаментом сгинувшей в истории часовни, захоронены покровители Северодвинска братья Антоний и Феликс. Необходимы археологические раскопки, ведь найти и прославить мощи святых чрезвычайно важно. Ревнители северодвинской истории рассказали, что на глубине четырех метров был обнаружен некий предмет, ориентированный на восток-запад, что характерно для могил. Что именно он представляет собой, смогут показать только археологические работы. Ведущие профессионалы Института археологии РАН готовы взяться за исследование. По их мнению, вероятность нахождения останков святых высока.
Среди жителей Архангельской области не прекращаются обсуждения закрытого статуса северодвинской духовной жемчужины. По сей день простые северяне могут совершать паломничество в заводскую обитель лишь по согласованию с руководством предприятия. Но вопрос этот сейчас обсуждается на парламентском уровне, и в ближайшее время, вполне возможно, монастырь будет передан верующим Архангельской епархии.
Архангельская земля имеет прямое отношение ко всем славным событиям истории нашей родины. Нужно дать возможность людям из разных регионов приезжать на Русский Север, знакомиться с его богатством.
Увы, в Северодвинске — центре атомного судостроения — большой популярностью пользуются весьма экстравагантные религиозные практики и учения.
К примеру, лидер секты из Непала по имени Свами Ананд Архат проводил платные оккультные семинары пять лет подряд. Американские духовные гуру пятидесятников и других течений действуют в Северодвинске с начала 1990-х годов как у себя дома, вовлекая в свои ряды сотрудников оборонного завода.
«Вспоминая юность в Северодвинске, могу свидетельствовать, что в советские годы в воздухе там витало острое чувство религиозности. О христианском Боге, о восточных богах, о всевозможных духовных сущностях и трансцендентностях в 1980-е говорили всюду. Парадоксальным образом публичная идеология атеизма сосуществовала со спиритуалистическими беседами на северодвинских кухнях. Порой это доходило до отклонений, — пояснил иеромонах Даниил (Плотников). — С одной стороны, закрытый для обычных людей в советские времена город, с другой стороны — он близок к границе, и потому открыт всему миру. Моряки, ходившие на военных кораблях, и их коллеги, прибывавшие в северную гавань из дружественных государств, создавали уникальную атмосферу открытости всем ветрам. Мой отец, капитан II ранга, где только не бывал — и на Кубе, и в Индии — всего можно было понабраться, нахвататься верхушек, увлечься всякой экзотикой».
Иеромонах Даниил поделился и еще одним впечатлением молодости: странные здания обнесенного проволокой секретного объекта обладали необъяснимым визуальным магнетизмом, притягивая взгляды проезжавших мимо территории Севмаша. Юноша, как и большинство горожан, тогда не подозревал, что эти стены хранят тайну духовных начал Северодвинска, по-настоящему обрести которые еще предстоит…