Новая экранизация романа «Преступление и наказание» обратила на себя внимание даже тех, кто не читал книгу. А произведения Федора Михайловича скупают с книжных полок еще активнее. Первыми впечатлениями от просмотра с нами поделился специалист по творчеству Ф. М. Достоевского, философ Никита Сюндюков.
Впечатление №1: Новая киновселенная
По моему мнению, это не классическая экранизация и даже не адаптация оригинального романа. Новая экранизация «Преступление и наказание» режиссера Мирзоева претендует скорее на создание «киновселенной» имени Достоевского в современных реалиях. Весь сериал усыпан отсылками к самым разным произведениям писателя: «Братья Карамазовы», «Двойник», «Идиот», «Записки из подполья». Есть цитаты и из «Дневника писателя». Кажется, авторы сериала пытаются представить, как бы мыслил Федор Михайлович, если бы он был нашим современником.
Впечатление №2: Психология берет верх
Сериал касается скорее психологической, нежели духовной тематики, что вполне соответствует духу времени. Напрямую вопросов веры здесь касается только вечно пьяный Мармеладов, что, разумеется, дискредитирует саму тему. А вот психологизма, напротив, с избытком: начиная с Раскольникова, который красочно сходит с ума, и заканчивая душевными терзаниями его сестры Дуни.
Впечатление №3: Не героини Достоевского
Женским персонажам в новой экранизации уделено очень много внимания — наравне с самим Раскольниковым. Однако женщины сериала — это не женщины Достоевского. В той же Дуне нет и намека на нравственность и готовность к жертве собой, ради счастья близких. От оригинального литературного персонажа осталась одна только гордость, усиленная презрением к общественным устоям. Это подчеркивается и поступками героини, и её внешним видом.
Впечатление №4: Отсылки к мировому кино
«Преступление и наказание» Мирзоева — кино с претензией на авторский взгляд. Невооруженным глазом считываются источники вдохновения. Самый очевидный — «Даун Хаус»: речь персонажей так же абсурдна и безэмоциональна. Кроме того, есть отсылки и к западным мастерам, к Соррентино и Линчу. От первого взят упор на эстетику, от второго — общее чувство сюрреалистичности происходящего.
Впечатление №5: Безбожная реальность
Мир, представленный в сериале — это мир, который то ли позабыл Бога, то ли был Им оставлен. Когда Раскольников молится Господу, он уточняет, что на самом деле его мольба обращена к черту. При этом черт, как мне кажется, — удачная кинонаходка режиссера — преследует не только Раскольникова, но и других героев. Черт выполняет двойную функцию: с одной стороны, зритель понимает, что каждый герой сериала, каким бы хорошим он не был, склонен ко греху, с другой стороны, сами герои с радостью списывают все свои грехи на козни черта.
В целом, безбожная реальность «Преступления и наказания» хорошо иллюстрирует крайне дорогую для самого Достоевского мысль: в мире, который позабыл о Боге, каждая женщина становится товаром, каждый мужчина — насильником, и каждый человек — преступником.
От нас:
Мы поделились мнением квалифицированного зрителя. Тем временем сериал продолжается. И что-то еще может измениться. Но неизменным будет замысел Федора Михайловича, который он воплотил в своей книге в том числе через обращение к текстам Священного Писания.
Об этом смотрите наше видеоэссе: «Преступление и наказание». Все отсылки к Библии
Для иллюстрирования использованы кадры из сериала «Преступление и наказание», 2024. Режиссер: Владимир Мирзоев. Студии: Плюс Студия, ZOOM Production. Платформа: Кинопоиск. kinopoisk.ru