Седьмой Вселенский Собор: тема, участники, результаты
27 октября мы вспоминаем святых отцов VII Вселенского Собора. Он проходил в Никее в 787 году и считается последним Вселенским Собором в истории Православной Церкви. Зачем нужно было его созывать? Какие вопросы на нем обсуждались? В чем значимость этого Собора? Разбираемся вместе в слайдах журнала «Фома».
01
Зачем был созван Седьмой Вселенский Собор?
В VIII веке в Византии набрало силу движение иконоборчества, сторонники которого выступали против почитания икон. Иконоборцы считали почитание икон идолопоклонством и нарушением второй заповеди не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им (Исх 20:4–5). Дошло до того, что в 730 году император Лев III Исавр полностью запретил почитание икон, в результате чего огромное количество бесценных икон, мозаик, фресок, скульптур святых было уничтожено. Многие иконопочитатели были репрессированы и казнены. Сын и внук Льва III Константин V Копроним и Лев IV Хазар продолжали иконоборческую политику. Однако после смерти Льва IV к власти пришла его вдова Ирина. Она и приняла решение о созыве Вселенского Собора, чтобы поставить точку в иконоборческих спорах.
02
Кто на нем присутствовал?
В Соборе приняли участие около 350 иерархов. В основном это были представители восточной части тогда еще единой христианской Церкви. Папа Римский Адриан I прислал на Собор двух легатов (посланников) и написал письмо, в котором выразил поддержку идее восстановления иконопочитания.
03
Какое решение было принято?
Ключевым решением Собора стало принятие догмата об иконопочитании. Участники Собора констатировали, что почитание, оказываемое иконам, относится не к самим изображениям, не к доскам и краскам, а к тем, кого они изображают, — Христу, Богородице и святым. «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней», — говорится в догмате. Было также подчеркнуто, что почитание икон является выражением веры в воплощение Бога через Иисуса Христа. Важно, что этот догмат различает понятия «почитание» (греч. προσκύνησις) и «поклонение» (греч. λατρεία), где поклонение принадлежит только Богу.
04
После Седьмого Вселенского Собора иконоборчество прекратилось?
Нет. В 813 году императором стал Лев V Армянин, который вновь начал гонения на иконопочитателей. Таким же образом действовали и его преемники — Михаил II, который, впрочем, проявлял определенную терпимость в отношении иконопочитателей, и Феофил, снова возобновивший жестокие репрессии. Иконопочитание было восстановлено только 842 году по инициативе императрицы Феодоры, вдовы Феофила, воспитанной в традициях иконопочитания. В 843 году в Константинополе был созван церковный Собор, который принял определение о восстановлении почитания икон, подтвердил законность постановлений Семи Вселенских Соборов и провозгласил анафему иконоборчеству. В честь этого события был установлен праздник Торжество Православия, который отмечается в первое воскресенье Великого поста.