Каждый год в России возрождаются все новые монашеские обители, и вот появилась еще одна, в Сарове, о котором мы не раз писали. Что в этом особенного? Почему это событие привлекло к себе такое внимание? Каких последствий от него можно ожидать? Об этом размышляет один из жителей закрытого города ядерной науки.

Дмитрий Сладков, член Правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, г. Саров

Совершилось!..

Вот главное чувство, которое охватывает в связи с только что состоявшимся решением Священного Синода Русской Православной Церкви: “Благословить открытие мужского монастыря Свято-Успенской Саровской пустыни в городе Сарове Нижегородской области”. Совершилось по молитвам многих тысяч людей в Сарове, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и на всех просторах Русской земли – в границах нашего государства и далеко за их пределами.

В общецерковную повестку дня вопрос о возрождении Саровской пустыни попал в самом начале 90-х годов, сразу же вслед за рассекречиванием Арзамаса-16, до сей поры совершенно секретного города оборонной ядерной науки. Сегодня даже сложно представить себе ту меру взаимного непонимания, которой отличались отношения большинства людей Церкви и людей Объекта в эти уже далекие от нас годы. Но многим уже тогда было ясно – между двумя эпохами в истории Сарова нет непримиримых противоречий, наоборот, есть потребность в конструктивном сотрудничестве во имя России.

С той поры пройден большой путь. Вехами на этом пути стали события, значение которых в эти дни осознается заново.

Первая поездка ученых Ядерного центра к приснопоминаемому митрополиту Николаю (Кутепову), управлявшему в те годы Нижегородской епархией и первое посещение Сарова митрополитом Николаем в 1989 году.

Первый приезд в Саров Святейшего Патриарха Алексия II, совершившийся в 1991 году, в дни перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево, и сопровождавшийся небывалым стечением жителей закрытого города.

Открытие в 1992 году саровского православного прихода церкви Всех Святых, здание которой было возвращено приходу Ядерным центром.

Возвращение закрытому Арзамасу-16 (Кремлеву) исторического имени Саров, совершившееся по решению высших органов государственной власти в 1995 году.

Первая встреча представителей Церкви и Ядерного центра на открытой дискуссионной площадке (1995 год, Союз кинематографистов России).

Соборные слушания “Ядерные вооружения и национальная безопасность России”, состоявшиеся по благословению Святейшего Патриарха, – в тяжелейшем для оборонки 1996 году Церковь на весь мир провозгласила, что считает выполняемую Ядерным центром работу важнейшей для Отечества.

Достойным завершением этой череды событий стали торжества в честь столетней годовщины прославления преподобного Серафима Саровского. Они собрали в Сарове под сводами возрожденной церкви преподобного Серафима, первой в мире, представителей всех православных поместных церквей. Они привели сюда и Президента России Владимира Владимировича Путина. Они собрали у мощей преподобного Серафима, пришедших в Саров, пятнадцать тысяч горожан за две ночи.

В 2003 году стало ясно, что возрождение Саровской пустыни неизбежно.

Чаяния и молитвы миллионов не могли остаться без последствий. Из множества людей, потрудившихся на ниве возрождения Саровской пустыни, в эти праздничные дни надо назвать двоих. Это архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. И Сергей Владиленович Кириенко, бывший полпредом Президента в Приволжском федеральном округе, сейчас находящийся на посту руководителя Федерального агентства по атомной энергии. Обетование превратилось в реальность прежде всего благодаря их трудам. Низкий им за это поклон.

Возрождение Саровской пустыни открывает новые перспективы и для России, и для города Сарова. Сегодня Россия нуждается в том, чтобы восстановить разорванное единство своей истории. В Сарове – православной святыне и ядерном центре – единство подвигов, совершенных в разные исторические эпохи, явлено воочию. Здесь сошлись воедино живая память народа и Церкви о батюшке Серафиме и иных святых подвижниках, выдающийся уровень науки, способность защитить свою Родину силой грозного оружия. Не может быть, чтобы все это соединилось случайно.

В новом тысячелетии от Рождества Христова Россия мыслится как держава, где Православие – не музейная достопримечательность, а надежная опора людей, создающих передовую науку и технику, современную культуру, крепкое государство. Мы снова можем стать собой, лишь органично объединив церковную и светскую мысль, глубокую молитву и высокопрофессиональную работу. Если опыт подобного единства появится под покровительством батюшки Серафима, значение этого для России на все XXI столетие может быть принципиальным.

Особое значение открытие Саровской пустыни имеет для Сарова.

Вот уже 16 лет город Саров, оставаясь физически закрытым, открывает себя России и миру. Сегодня научные, деловые, образовательные, культурные связи составляют важнейшую часть жизни Сарова. Но для того, чтобы в делах была удача, тем более, в таких сложных и ответственных делах, какими занимаются саровские ученые, инженеры, рабочие, слишком мало, чтобы удивлялись твоей искусности или ужасались силе созданного тобой оружия.

Надо, чтобы тебя любили.

А кто может склонить сердца людей к любви лучше, чем батюшка Серафим – сама любовь? Восстановление Саровской святыни – это уникальный ресурс для Сарова, дающий искреннюю, некорыстную расположенность миллионов чистых сердец по всему свету к этому городу и к живущим в нем людям.

И это происходит на наших глазах даже с теми, кто еще недавно считал себя противником. Противником размещения Ядерного центра в Саровской святыне. Или противником возобновления монастыря в закрытом городе.

Опасения, что открытие монастыря нанесет ущерб безопасности Ядерного центра или явится шагом к открытию города, следует считать напрасными.

В одну реку нельзя ступить дважды. Крупный общежительный монастырь с сотнями насельников и многими тысячами паломников в современном Сарове невозможен. И так будет на всю обозримую из сегодняшнего дня перспективу – в этом сегодня согласны и высшие представители Церкви, и руководители государственных структур власти и управления, отвечающие за работоспособность и безопасность Ядерного центра. Они достигли между собой надежной договоренности о том, что в предстоящие годы речь идет о совсем небольшом числе монашеской братии. Закрытый режим Сарова в связи с открытием монастыря не претерпит никаких изменений.

Отсутствие паломников не повредит возрождаемому монастырю, более того, поможет в сосредоточении на его главной задаче – молитве за Россию и за весь мир. Следует понимать, что вновь созидаемая обитель – это не прежняя Саровская пустынь. Это – лишь возможность вновь ею стать, и не посредством механического воспроизведения былого и ушедшего, но посредством трудного прохождения заново пути к благодатному преображению человеческой личности, тесного и тернистого пути, известного нам по опыту святых отцов.

Тем же православным, которые сегодня стремятся ускорить ход событий, стоит напомнить о необходимости здравомыслия, терпения и духовной трезвости. Стремление не только заложить сад, но и вырастить его, чтобы насладиться плодами, по-человечески понятно. Но надо отчетливо сознавать, что исчерпывающее исполнение наших чаяний находится, скорее всего, за горизонтом нашей собственной земной жизни.

Пока же тихая работа монастыря, без сомнения, станет полезна жителям Сарова, прежде всего молодым. Это связано с весьма актуальными задачами нравственного оздоровления той социальной среды, в которой живут горожане и осуществляет свою важнейшую для страны работу Ядерный центр. Не случайно одновременно с возобновлением монашеской жизни в Сарове обсуждается вопрос о создании приходского просветительского общественного центра, который расположится в части возвращенных Церкви монастырских строений. Братия монастыря, расположенного близ крупнейшего в мире научного центра, могла бы заниматься учебно-просветительской, издательской, научно-богословской деятельностью.

Впереди немало трудностей. Мы верим, что Господь даст силы их преодолеть всем нам – и тем, кто чаял возрождения Саровской обители, и несогласным с этим. Совершаемое сегодня по своему значению может сравниться лишь с первым прибытием в Саров Святейшего Патриарха. В эти дни мы все заново ощущаем, что Саров – достояние всей России. Сегодня перед ним, а значит и перед Россией, открываются новые горизонты.

Решение Синода принято в день памяти святых Царственных Мучеников, накануне обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского и день спустя после перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца.

Памятные даты сошлись не случайно. Одно это дает представление о том высоком напряжении, в котором совершается великое дело освобождения наших святынь из-под спуда. Русские люди всех национальностей понемногу начинают понимать, что они – у себя дома.

0
0
Сохранить
Поделиться: