Храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла на Тихорецком бульваре Москвы – самый большой деревянный храм Центральной России – должен быть готов к сдаче в эксплуатацию в сентябре 2024 года, сообщил депутат Госдумы России, Патриарший советник по «Программе 200» Владимир Ресин.
В настоящий момент строители заканчивают внутреннюю отделку, покрывают по специальной технологии бревна маслом, также благоустраивается территория и укладывается тротуарная плитка, передает пресс-служба Владимира Ресина.
– Строительство самого крупного деревянного храма современной России – это инициатива настоятеля. Он сам сибиряк, из села Шушенское, и вместе с прихожанами они постепенно возвели сказочный православный деревянный ансамбль. В нашей Программе это первый полностью деревянный комплекс, – рассказал Владимир Ресин.
В свою очередь, настоятель храма Георгий Иванов рассказал, что идея построить деревянный храмовый ансамбль сложилась сама собой. Чаще всего толчком выступала идея благотворителей, и так постепенно деревянный комплекс обретал завершенность.
Отмечается, что за пять лет, с 2019 года, прихожане небольшой деревянной церкви в честь преподобного Саввы Освященного на собственные средства постепенно создали целый городок из дерева: церковь, отдельное сооружение для купели, воскресную школу, трапезную, церковную лавку.
Потом верующие приступили к возведению главного храма, который в отличие от большинства храмов «Программы 200» не каменный, а деревянный, из сосны.
– Большой храм построен из сосны, из бревен диаметром от 50 до 70 см. Еще до пандемии мы планировали построить храм из кедра, даже закупили срубы 1,1-1,2 метра. Но пандемия внесла свои коррективы, прекратилось финансирование, и мы отказались от этой идеи. Когда вновь вернулись к работе, то были и новые силы, и новые идеи. Сейчас мы можем сказать – слава Богу! – поделился отец Георгий.
Высота Петропавловского храма на Тихорецком бульваре – 42 метра, это на сегодня самая большая деревянная церковь в Европейской части России. Вместимость храма – 1 000 человек.
Отец Георгий подчеркнул, что все построено на пожертвования прихожан, помогавших и собственным трудом: верующие вязали арматуру и доставляли сваи под фундамент храма.
При этом интересным фактом стало то, что традиционно жертвователь получает именной сертификат, а здесь была возможность поставить именное бревно сруба. Таким образом, имена благотворителей в буквальном смысле вписаны в стены новой церкви.
Также на сегодня выполнена роспись шатра свода на холсте в стиле русского орнамента, в центре свода еще предстоит разместить лик Спасителя. Кроме росписи лика Христа на холсте на главном своде, приход планирует заказать деревянное паникадило, под стать общему стилю храма.
– Железные, латунные и серебряные мы можем видеть в каждом храме. Мы хотим сделать паникадило главного храма деревянным, под стать всему уникальному храмовому ансамблю, – рассказал настоятель прихода. – Мы взяли за основу паникадило Троицкого собора на Святой земле в Иерусалиме, которое Александр III передал в дар этому храму. Идею мы немного развили и украсили, надеемся, что уже в этом году в храме появится трехъярусное деревянное паникадило с 36 писанными иконами. Конечно, иконостас в храме тоже будет деревянным, в три яруса, но большим – его длина будет 35 метров.
Еще одна уникальная особенность храма – большая деревянная приходская школа площадью в 350 кв. м., где обучается более 90 детей. Также построены две часовни – в честь апостолов Петра и Павла и великомученика Димитрия Солунского, в которых крестят младенцев и также взрослых, есть даже купель, в которую взрослый может погрузиться полностью.
Архиепископ Печерский Матфей, ранее управлявший Северным, Северо-восточным и Юго-восточным викариатствами Москвы, отмечал, что проект Петропавловского храма может быть использован в качестве проекта повторного применения при возведении деревянных храмов в других частях России.
Прежде всего, это касается регионов, где дерево – традиционный строительный материал или где нет поблизости бетонных заводов и домостроительных комбинатов, а стоимость строительства с учетом логистики дороже, чем возведение деревянных сооружений.
Такое строительство экономически оправдано в пригородах крупных городов Сибири, Новосибирска, Урала или Екатеринбурга.
Динамично развиваться современное деревянное храмовое зодчество может и в труднодоступных регионах, куда стройматериалы привозят, – это выгоднее, чем создание там производств. Особенно там, где короткий строительный сезон, например, на Крайнем Севере.