Небольшая вроде бы книга «Семь слов о русском мире» Патриарха Московского и всея Руси Кирилла напрямую касается самых важных сегодня для нашего общества и страны проблем.
Речь в этой книге, на мой взгляд, идет о вещах предельно актуальных — и в то же время грозных и тревожных. Уже в силу своего положения и верховного пастырского опыта Патриарх имеет редкую по нынешним временам привилегию: отсутствие боязни вступить в конфликт с лицемерными нормами политкорректности и возможность предложить иной, альтернативный взгляд на вещи. Руководствуясь при этом не политическими, а прежде всего духовными соображениями, которые и будут диктовать определенный взгляд на политические и социальные вещи и обстоятельства.
Патриарх Кирилл как верховный голос Русской Церкви в этих «Словах» обращается к тем общественным проблемам, которые в силу своей серьезности, если не будут решены, угрожают самому бытию нашей страны и нашего народа.
Реабилитация Русского мира
Очень важно само употребление Патриархом этого понятия — Русский мир. Пусть некоторым оно кажется смутным и неопределенным или слишком претенциозным. Тем не менее почему мы можем говорить о России как о целом мире? Что значит слово «мир» в данном контексте?
Россия — удивительно сложная и богатая страна. Своей сложностью и богатством она составляет целый мир. Это утверждение справедливо как относительно ее истории, так и ее сегодняшнего состояния. Несмотря на разные исторические этапы и крутые переломы, сохраняется одна и та же цивилизационная идентичность. Мы с уверенностью говорим: нашей стране более тысячи лет.
Что касается нынешнего состояния России, то сегодня, как и раньше, ее «цветущую сложность» образуют наличие разных вер, традиций и культур, которые проистекают из удивительного множества народов, населяющих Россию. Разве есть еще в мире подобная страна, в которой жило и мирно сосуществовало бы в рамках единого государства столько народов?
При этом, как говорит Патриарх, «не было на Руси народов-господ и народов-рабов. Россия никогда не была тюрьмой народов, здесь не было народов первого и второго сорта. Не в этом ли кроется глубинное народное сопротивление фашизму, который предлагал совершенно иную концепцию межнациональных отношений?»
Русский народ
Понятие мира подразумевает не просто многообразие различных традиций и культур, взглядов и точек зрения. Это еще и единство в многообразии, поскольку любой мир един, объемлет собою все свои составные части.
Таким центральным звеном или средоточием, собравшим вокруг себя все другие народы, в нашей стране безусловно является русский народ как народ государствообразующий. Поэтому этот наш мир и называется русским, что он собран вокруг русского народа. Как говорит патриарх в Слове «О русских на Кавказе», русский народ «не лучше или хуже других, но он действительно является скрепой многонациональной общности, сформировавшейся здесь, на Северном Кавказе, как и на всём пространстве исторической Руси». И «если из-под здания, которое во многом опирается на центральную колонну, убрать фундамент, то все здание рухнет, несмотря на то, что у него есть стены, своды и другие элементы конструкции».
В данном случае патриарх Кирилл просто смотрит фактам в лицо, в каком-то смысле нарушая политкорректный заговор молчания вокруг роли русского народа, который наложился к тому же на предшествовавшее ему навешивание всех и всяческих ярлыков на русский народ в 1990-е годы. Когда все мы расхлебывали (во многом расхлебываем и до сих пор) результаты той самой безрассудной стрельбы, когда всё метили в коммунизм, а попадали в Россию.
В то же время патриарх Кирилл подчеркивает, что если русский народ является сердцевиной нашей цивилизации в социальном смысле, то «в духовном смысле такой сердцевиной, несомненно, является православной христианство, которое, собственно говоря, и сформировало единое централизованное государство на евразийском пространстве».
Опасности
В своих «Словах» Патриарх обозначает и основные тревоги русского мира, наиболее угрожающие ему опасности.
Во-первых, это тревога о сегодняшней разделенности нашего общества. Констатируя в первом Слове громадное имущественное неравенство, межэтнические противоречия, разделения на поколение, патриарх спрашивает: «Что уравновешивает эти многочисленные потенциалы разделения в нашей стране?.. Я не вижу такой системы».
Во-вторых, это тревога о русском народе как центральном звене русского мира, как о «скрепе государства российского и ферменте, создающем прочные межнациональные отношения». Поэтому, например, на Кавказе, где сегодня наблюдается отток славянского населения из северокавказских республик и даже некоторых районов Ставрополья, «среди первоочередных мер должна быть всесторонняя поддержка русского населения».
В-третьих, это размышления о русской истории, о том, чтобы ни один ее период не изображать в скудной черно-белой палитре. Особенно эта тревога актуальна по поводу советского периода, который в зависимости от политических взглядов часто оценивают диаметрально противоположно: то как «золотой век», то как сплошь проклятое время. Но Патриарх абсолютно прав, когда говорит, что «народ, разделившийся в понимании своей истории, становится неспособным сохранить единство».
В-четвертых, это размышления о цивилизационной идентичности России и о том, чтó можем мы, как равновеликая Западу, Индии или Китаю цивилизация, привнести в «семью крупнейших цивилизаций планеты»: «Мы как цивилизация имеем особый опыт многополярного и многоукладного бытия. Мы имеем традицию самоограничения, столь важную в обстановке надвигающегося дефицита ресурсов и острого экологического кризиса. Это концепция нравственных ценностей, не позволяющая девальвировать институт семьи и разрушить жизненные ориентиры личности, а также Богом определённые отношения между мужчинами и женщинами».
В-пятых, это укорененные в отечественной философской традиции размышления о справедливом и солидарном обществе как возможной альтернативе сегодняшнему рушащемуся миропорядку.
Это краткое перечисление наиболее проблемных узлов сегодняшнего русского мира, обозначенных в «Словах» Патриарха. От успешного их разрешения зависит вся наша дальнейшая жизнь и история. Конечно, Патриарх — не ученый-обществовед и не политик. Он не обязан выдавать отточенные научные формулировки, учитывать и прикидывать баланс политических сил. Он просто указывает на наиболее тревожные и актуальные, с его пастырской позиции, проблемы. Весь вопрос в том, услышат ли его отечественные ученые-обществоведы и политики… да и все мы, как члены Русской Православной Церкви, так и, шире, вообще все жители Русского мира?