Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Пимена архипастырям, пастырям, всем верным чадам Русской Православной Церкви и соотечественникам, проживающим за рубежами нашей Родины *
«Мудрость, Слово и Сила, Сын сый Отчий и сияние,
Христос Бог... вочеловечься обновил есть нас».
(Из 3-го тропаря 1-й песни рождественского канона)
Прошло уже около двух тысячелетий со времени той единственной и вовек благословенной ночи, в которую нас ради, человек, и нашего ради спасения воссиял миру Свет небесный, заблистало на земле Солнце Божественной правды — в Вифлееме родился Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос.
Великий отец Церкви святой Иоанн Златоуст говорит, что день Рождества Христова есть важнейший из всех праздников, мать всех праздников, начало и основание их... Ибо к чему праотцы так сильно стремились, что пророки предвозвещали, что праведники желали видеть,— всё это совершилось в день Рождества Христова: Бог явился на земле во плоти и вселился между людьми (Творения, в русск. переводе, т. I, СПб., 1895, с. 541; т. II, СПб., 1896, с. 387).
Святая Православная Церковь ежегодно с благоговением торжественно прославляет это величайшее и спасительное для рода человеческого событие — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и с любовью благовествует людям «великую благочестия тайну: Бога, явившегося во плоти» (1 Тим 3, 16), соделавшегося Сыном Человеческим, чтобы освободить человеческую природу от прародительского греха, от тления и смерти, соделать нас, людей, сынами Божиими, участниками Его Божества и бессмертия и чтобы люди могли приобретать познание о Самом Боге Отце, ибо Сын Божий Господь Иисус Христос есть видимое «сияние славы и образ Ипостаси Божией» (Евр. 1, 3). «Видевший Меня видел Отца», — сказал Господь. «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Ин 8, 19; 14, 7. 9).
Возлюбленные о Господе архипастыри, пастыри, честное иночество, благочестивые миряне, дорогие соотечественники и находящиеся за рубежами нашей Родины; все верные чада церковные!
От всего сердца поздравляю вас с великим и радостным праздником Рождества Христова.
Как знаменательно и поучительно для нас это священное событие, столь обильное Божественной любовию к людям! Какая бездна премудрости и снисхождения явлена миру: Сам Источник и Податель жизни — Сын Божий приобщился плоти и крови нашей (Евр 2, 14— 16), чтобы обновить и спасти человечество. Придя на землю, Господь Иисус Христос преподал людям Свое Божественное учение и спасительные жизненные силы, которые оставил навсегда в основанной Им Церкви, в этом великом и вечном источнике всеспасающей и исцеляющей благодати Божией. С благодарной и трепетной любовью к Рождшемуся Богомладенцу прославим Его, возлюбленные, в духовном восторге дорогими православному сердцу песнопениями, вдохновляющими христианскую душу рождественской радостию: «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися» (ирмос 1-й песни рождественского канона).
Приветствую вас, возлюбленные о Господе, и с наступившим новолетием. Молю Бога о Его всещедрой помощи в жизни вашей, в делах и трудах ваших, в усердном исполнении вами заповедей Господних. Радуясь о Господе, снисшедшем на землю, будем проводить жизнь в единомыслии веры и любви, как чада Единого Бога и братья во Христе Иисусе, Господе нашем. По велению нашего верующего сердца вознесем ныне Господу Иисусу Христу, Спасителю нашему, горячие молитвы, дабы новый год был для возлюбленного Отечества нашего временем мира, благоденствия, спокойного труда. Божие благословение да пребывает на семьях ваших, на трудах и молитве, на всяком добром деле.
Молясь о мире всего мира, мы верим в торжество мира, стоим на страже мира и с помощью Божией прилагаем свои заботы и усилия, чтобы содействовать мирной жизни между народами и решению всех международных проблем мирным путем.
В спасительный праздник Рождества Христова, праздник мира и любви, мы сугубо призываем всех христиан и людей доброй воли к единению во имя мира, сотрудничества между народами, процветания всех народов земли.
Дорогие соотечественники, проживающие за рубежами нашей Родины, к вам обращаем мы ныне слово сердечного приветствия. Пусть никогда не ослабевает и не угасает в вас любовь к Русской Православной Церкви и к вашей великой Отчизне. Пусть крепнут ваши духовные узы с Матерью-Церковью и вашей Родиной. Прививайте эту любовь вашим детям и укрепляйте ее добрым примером. Всеми доступными вам средствами служите примирению людей (2 Кор 5, 18. 19), установлению вожделенного мира среди народов. Сторонитесь каждого, кто сеет вражду и злобу, умейте распознавать клевету и ложь, да укрепит вас Господь в правде и истине.
«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк 2, 14).
Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий нашего ради спасения Христос, Истинный Бог наш, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.
* Протоиерей Владислав Цыпин. Фрагмент книги «История Русской Церкви (1917-1997)»
«...Бесправное положение Церкви в 70-х гг. вызывало несравненно более острую, чем в предшествующие десятилетия советской истории, реакцию со стороны общественности на Западе и в самой России.
Один из характерных документов начала 70-х гг., получивших самую широкую известность в мире, а через передачи русскоязычных зарубежных радиостанций также и в нашей стране,– открытое письмо А.И. Солженицына Святейшему Патриарху Пимену, составленное на Крестопоклонной неделе в 1972 г. и потому получившее название «Великопостного письма». Оно было реакцией на Рождественское послание Святейшего Патриарха, на призыв предстоятеля, обращенный к эмигрантской пастве прививать своим детям вместе с любовью к Отчизне любовь к православной Церкви.
О разорении духовном в России, о бесправном и приниженном положении Церкви писали и до Солженицына, но он, обладая незаурядным литературным даром, находит особенно сильные слова для характеристики бедственного состояния церковной жизни в России: «На каждый действующий храм – двадцать в запустении и осквернении, есть ли зрелище более надрывное, чем эти скелеты, достояние птиц и кладовщиков? Сколько населенных мест по стране, где нет храма ближе ста и даже двухсот километров? И совсем без церквей остался наш Север – издавнее хранилище русского духа и, предвидимо, самое верное русское будущее. Всякое же попечение восстановить хоть самый малый храм, по однобоким законам так называемого «отделения Церкви от государства», перегорожено для делателей, для жертвователей, для завещателей. О колокольном звоне мы уже и спрашивать не смеем, а почему лишена Россия своего древнего украшения, своего лучшего голоса? Даже Евангелие у нас нигде не достать, даже Евангелие везут к нам из-за границы, как наши проповедники везли когда-то на Индигирку».
Все это верно, но Солженицын несправедливо возлагает на священноначалие вину за пассивность, за непротивление разрушителям Церкви, за безропотное подчинение им. Солженицын призывал Патриарха вступить на путь бескомпромиссного противостояния атеистическому государству, видимо не вполне ясно представляя последствия.
Советская власть была еще достаточно сильна, чтобы при решительном противодействии ей со стороны священноначалия еще раз провести массовое закрытие церквей, инсценировать раскол, передать оставшиеся храмы всецело лояльному духовенству, а прочих священнослужителей лишить свободы или во всяком случае запретить служить.
Ради того чтобы сохранить для «малых сих» возможность легально молиться, Православная Церковь при Святейшем Патриархе Тихоне в 1923 г. вступила в своих отношениях с советским государством на тот путь, которым она шла потом без малого 70 лет.
Патриарх Пимен, получив «Великопостное письмо», сказал: «Побыть бы ему в моих башмаках только пару дней... Но пусть пишет!»
Читайте также:
Использована фотография из собрания ЦАК