На святках в Москве на разных площадках прошли вертепные представления. Сюжет один — Рождественский, а каждое представление уникально. Куклы, домики, оформление — все поражает многообразием фантазии и творчества.

13 и 14 января в Центре творчества "На Вадковском" прошел XI Всероссийский фестиваль школьных и семейных вертепов. Яркий праздник для детей и родителей, знакомящий с традициями Рождества в России и других славянских стран. На фестивале показали живые спектакли коллективов из Москвы, Подмосковья, Владимира и on-line спектакли из Кирова, Смоленска и Иркутска, разучивали детские игры и колядки, провели мастер-классы.
 
Более 400 человек стали участниками фестиваля очно и заочно.
 
Рождественские вертепы под звуки Вифлеема. Фоторепортаж
Фото Юлии Маковейчук
 
В числе прочих коллективов под руководством регента Марины Конотоповой выступил народный хор храма св. муч. Татианы со своим спектаклем, который уже несколько лет хор показывает не только у себя в храме, но и в детских домах и больницах.
 
Рождественские вертепы под звуки Вифлеема. Фоторепортаж
Фото Ольги Болтневой
 
Автор кукол, Мария Макарова, тоже принимает участие в представлении - с сыном Федей они управляют куклами.
 
Рождественские вертепы под звуки Вифлеема. Фоторепортаж
Фото Юлии Маковейчук

Рождественское вертепное действо 15 января показал ансамбль «Асматикон» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Сам вертеп и куклы - те же, из храма св. муч. Татианы, а вот сценарий совсем другой.

Рождественские вертепы под звуки Вифлеема. Фоторепортаж
Фото Юлии Маковейчук

Концерт был посвящён празднику Рождества Христова и Богоявления и состоял из трёх частей: в первой были исполнены праздничные песнопения знаменного распева в поморской дореформенной раздельноречной традиции; в заключительной исполнялись песнопения особого вида древнерусского многоголосия — троестрочные рождественские стихиры. Центральной же частью программы стало традиционное рождественское представление — вертепное действо (народная драма «Царь Ирод»).

Эта средневековая кукольная мистерия пришла на Русь через Малороссию из Западной Европы на рубеже XVI и XVII веков. Она сопровождалась обычно на Руси народными песнями и духовными стихами, рассказывавшими об известных евангельских событиях Рождества Христова, избиения вифлеемских младенцев, о плаче Рахили и о смерти нечестивого царя Ирода.

Рождественские вертепы под звуки Вифлеема. Фоторепортаж

Вертеп "Асматикона" же, наверное, впервые за всю историю существования вертепных представлений в России, сопровождался песнопениями византийского распева. Его мелодика и интонационность ближе по своему колориту к месту действия разыгрываемой народной драмы — Вифлеему палестинскому. В уста Рахили, олицетворяющей мать всех избиенных Иродом младенцев, был вложен древний арамейский* кадиш — традиционный поминальный плач.

*арамейский язык - разговорный язык Иудеи во времена Иисуса Христа

Фото Юлии Маковейчук и Ольги Болтневой

0
0
Сохранить
Поделиться: