На святках в Москве на разных площадках прошли вертепные представления. Сюжет один — Рождественский, а каждое представление уникально. Куклы, домики, оформление — все поражает многообразием фантазии и творчества.
Рождественское вертепное действо 15 января показал ансамбль «Асматикон» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Сам вертеп и куклы - те же, из храма св. муч. Татианы, а вот сценарий совсем другой.
Концерт был посвящён празднику Рождества Христова и Богоявления и состоял из трёх частей: в первой были исполнены праздничные песнопения знаменного распева в поморской дореформенной раздельноречной традиции; в заключительной исполнялись песнопения особого вида древнерусского многоголосия — троестрочные рождественские стихиры. Центральной же частью программы стало традиционное рождественское представление — вертепное действо (народная драма «Царь Ирод»).
Эта средневековая кукольная мистерия пришла на Русь через Малороссию из Западной Европы на рубеже XVI и XVII веков. Она сопровождалась обычно на Руси народными песнями и духовными стихами, рассказывавшими об известных евангельских событиях Рождества Христова, избиения вифлеемских младенцев, о плаче Рахили и о смерти нечестивого царя Ирода.
Вертеп "Асматикона" же, наверное, впервые за всю историю существования вертепных представлений в России, сопровождался песнопениями византийского распева. Его мелодика и интонационность ближе по своему колориту к месту действия разыгрываемой народной драмы — Вифлеему палестинскому. В уста Рахили, олицетворяющей мать всех избиенных Иродом младенцев, был вложен древний арамейский* кадиш — традиционный поминальный плач.
*арамейский язык - разговорный язык Иудеи во времена Иисуса Христа
Фото Юлии Маковейчук и Ольги Болтневой