На протяжении веков в Церкви сформировалась очень интересная практика — самые важные дни церковного календаря так или иначе предваряются постом. Не является исключением и Рождество — этому празднику предшествует сорокадневный период, который в Православии начинается 28 ноября и заканчивается Сочельником. В католичестве дата начала поста (на Западе он называется Адвентом) перемещается между 27 ноября и 3 декабря, но он также заканчивается Сочельником. Возникает вполне резонный вопрос: зачем накануне такого веселого зажигательного праздника изнурять себя воздержанием? Ради чего это делается? О чем хочет сказать нам Церковь, установив перед Рождеством целых сорок постных дней?
Пост (в том числе — и Рождественский) — понятие многогранное. С одной стороны, это время повышенного внимания к своему внутреннему миру, время исправления и очищения, время того, что на языке религии называется покаянием. С другой стороны, это период подготовки к чему-то очень важному. В Священном Писании можно найти много примеров того, как к судьбоносным и решающим событиям в своей жизни люди готовились посредством соблюдения поста. И, наконец, третий аспект поста — это жертва Богу. Она может иметь различные формы своего выражения. Например, во время поста положено ограничивать себя в еде и развлечениях, активно заниматься благотворительностью, помогать тем, кто нуждается в нашей помощи. Иными словами, жертва предполагает, что мы ущемляем себя в чем-то, и освободившиеся ресурсы направляем не на удовлетворение своих запросов, а отдаем их Богу и другим людям.
Рождественский пост очень древний. Он восходит к первым векам христианства — о нем было известно уже в начале IV столетия. Его символика двояка. С одной стороны, это период радостного ожидания Рождества. Но чтобы достойно встретить этот великий праздник, необходимо очищение. И поэтому, с другой стороны, это время усиленного покаяния и размышления над своими грехами.
В обывательской среде устоялось мнение, что радостное состояние человека связано только с развлечением, и нам кажется, что радость и пост — понятия несовместимые. Но это далеко не так. Наоборот, когда человек начинает внимательно относиться к своему внутреннему миру, когда он ограничивает себя в земных наслаждениях, тогда его душа очищается, и к нему приходит настоящая радость, которая переполняет его душу, и делает жизнь более осмысленной. Человек призван измениться качественно. Если же не есть мяса, но при этом не бороться со своими грехами, то тогда пост превращается в простую диету, и, естественно, польза от него будет равна нулю.
Радость Рождества и поста, который ведет к нему, — это радость встречи с Христом. Рождество открывает одну из самых главных истин христианства — истину о том, что Всемогущий Бог, Творец вселенной ради спасения своего творения стал одним из нас — истинным Человеком. То, о чем мечтали многие поколения людей, наконец, свершилось в Вифлеемской пещере. Он принимает всю тяжесть земного состояния, чтобы исцелить изъеденную и израненную грехом человеческую природу.
Рождественский пост, Филиппов пост, Адвент — как бы ни назвался период перед Рождеством, он подготавливает человека к принятию одной очень важной истины — благой вести о Воплощении Бога. И если бы этого не произошло, если бы Рождество было рождением простого человека либо красивой легендой, то не было бы ни Воскресения, ни победы над смертью, ни самой Церкви как Тела Христова. Но, самое главное, если бы не было Рождества, то не было бы и спасения! Ведь оно свершилось не только на Голгофе или в Гефсиманском саду. Спасение началось именно тогда, когда в убогой пещере на окраине Вифлеема родился Христос. Именно Ему навстречу идет человек на протяжении всего Рождественского поста.