
Вопрос читателя:
Родственники просят взаймы деньги и не отдают. Муж против и гневается. Хочу сохранить мир в семье и отказываю родственникам. Правильно ли я поступаю, ведь я все равно нарушаю заповедь о любви к ближнему?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Мне кажется, эту ситуацию лучше перевести на более бытовой язык, и тогда сразу все станет понятно.
Если Ваша семья — Вы и муж, и есть родственники. Родственники взяли деньги взаймы. Взаймы — это значит, что они обещали деньги отдать, и Вы и Ваш муж на эти деньги рассчитывали, потому что это или часть семейного бюджета на нужды сейчас, или часть сбережений, которые достались и Вам, и мужу трудом. Родственники обманули Вас и мужа: они не вернули деньги. Думаете, на это можно реагировать спокойно? Я думаю, что, конечно, все мы стремимся к любви и святости, но обман — это обман. И это еще мы не берем в расчет, на что родные брали деньги и почему не смогли отдать. Мне кажется, мягко говоря, неспокойная реакция на обман Вашего мужа очень нормальна и адекватна.
И вот вместо того, чтобы отдать хотя бы часть занятого, родственники приходят и просят взаймы снова. То есть они хотят жить за счет Вас и Вашему мужа, за счет Вашей семьи. При том, что все люди взрослые, работающие, только Вы и Ваш муж как-то обходятся своими силами, да еще и согласились помочь, а другие взрослые люди приходят и говорят: дайте нам на нашу жизнь. Какова будет реакция мужа? Конечно, минимум недоумение: он-то работает и справляется с финансами, а они снова приходят и просят. То есть он для кого зарабатывает — для них?
И он логично отвечает, что не хочет просто так отдавать свои деньги на какую-то не экстренную ситуацию.
Тут просто обратитесь к какому-то здравому смыслу, и все. Любовь к ближнему тут ни при чем. Любовь — это не всегда потакать, понимаете? И ближний Ваш — это, думаю, в первую очередь Ваш муж. Так что прислушайтесь к нему, потому что, мне кажется, именно он тут на стороне самой простой логики.
С Богом!
А на что просят деньги родственники?
Моя мать учила меня, родственникам в долг денег не давать, могут не отдать «по родственному». И потом будет неудобно спрашивать свои деньги обратно. Давать ровно столько, чтобы было не в тягость и не жалко. И уже обратно не спрашивать, отдадут хорошо, не отдадут — ну и ладно. Это называется благотворительность.
Мне моя пожилая тетушка предложила брать в долг у нее, и даже ,если хочу,просто так просить,потому что у нее нет детей, и некому передать,а тратит она мало.
Но вот это плохо действует как-то, я просила пару раз, и она давала, и я вроде как будто привыкла уже. И стала опять намекать ,что надо то и это. Я говорила о необходимых вещах,а не об излишестве. Но в общем,тетя меня уже словно не поняла,хотя и спрашивала, сколько было бы нужно мне в том и ингм случае.в результате пришлось взять кредит на несколько лет без ее помощи,конечно.
Я работаю,много, но буду еще больше. Можно всегда работать.
Есть семья. Но так получается,что все время надо лечить зубы,ставить импланты. И что-то еще.Без.зубов жить не могу, я выступаю на сцене.
Вывод такой,что все равно,конечно,лучше, надеяться на себя. Пусть кредит,но свой.хотя это очень неуютно. На чужой каравай рот не разевай.
В целом согласен с протоиереем Андреем ЕФАНОВЫМ, но бывают настоящие форс-мажоры вроде тяжёлой, длительной болезни.
Как точно сформулировано! Спасибо! Ясно и просто
Батюшка, совершенно верно все истолковал. Наглость таких родственников, просто зашкаливает. Будете дальше давать деньги и прощать обман, только хуже сделаете им и себе.
Логично, обстоятельно и по-христиански одновременно. Мудрый ответ отца Андрея.