Церковь считает «суррогатное материнство» нравственно недопустимой технологией, поэтому перед крещением детей, появившихся на свет с ее помощью, их родители должны понять позицию Церкви и принести покаяние, заявил председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда, сообщает сайт СИНФО.
Комментируя для журнала «Эксперт», недавно принятый Священным Синодом документ «О крещении младенцев», глава СИНФО пояснил позицию Церкви по вопросу крещения «суррогатных младенцев».
«В документе четко сказано, что «факт «суррогатного рождения» сам по себе не является препятствием для крещения человека, ибо он не несет ответственность за поведение своих родителей». Но - при определенных обстоятельствах крещение может быть отложено. В каком случае и почему? А вот здесь важно спокойно, но серьезно разобраться. Крещение младенцев совершается, во-первых, по вере Церкви, по уверенности, что для них возможно и важно вхождение в благодатную церковную жизнь. Во-вторых, младенцев крестят по вере тех, кто приносит их в храм, кто не просто берет на себя ответственность за ребенка, но служит гарантом его христианского воспитания. Так было всегда. В чине Крещения восприемники (крестные) произносят за ребенка «Символ веры» (текст с основными христианскими истинами - ред.), свидетельствуя тем самым как о готовности воспитывать ребенка по-христиански, так и о собственном христианском мировоззрении. Они также отрекаются от сатаны, утверждая этим свое намерение принимать участие в христианском воспитании маленького человека», - отметил Владимир Легойда.
По его словам, «все это очень важно осознавать хотя бы в самых общих чертах».
«Крещение - сознательный выбор жизни со Христом, жизни по-христиански – в противовес безрелигиозному образу жизни. А если ребенок пока сам это выбор сделать не может, то это могут и должны сделать взрослые. Никого не обманывая. Самих себя в первую очередь. Суррогатное материнство – репродуктивная технология, которую Церковь считает нравственно недопустимой. Это должны осознавать люди, когда приносят ребенка в храм для того, чтобы он начал свою жизнь в Церкви. Осознание должно повлечь за собой понимание церковной позиции и покаяние. А как же иначе?» - добавил он.
Отвечая же на возникающие недоумения – почему Церковь требует покаяния от родителей, председатель Синодального отдела заметил:
«Церковь ничего ни от кого не требует. Она главным образом отдает. Просто не все берут. Начальное условие церковной жизни — покаяние. (Кстати, греческое слово «метанойя», которое переводится на русский, как «покаяние», буквально означает «перемена ума».) Если это и можно назвать требованием, то с одной важной оговоркой: его практически бессмысленно исполнять против воли. Точнее, покаяния против воли… просто не может быть! Раскаяние может быть глубоким и не очень, эмоциональным или бесстрастным, скорым или сделанным после долгих размышлений и мучений… Но оно всегда — добровольно».
Подчеркнув, что изначально крещение младенцев связывалось «с верой родителей, с обязательностью христианского воспитания», Владимир Легойда заключил:
«Приступая к таинству Евхаристии (причастия), главному таинству Православной Церкви, люди испытывают себя в таинстве Покаяния, которое чаще называют Исповедью. И никто вроде бы пока, слава Богу, не возмущается этим “требованием”, не называет его “негуманным” и нарушающим чьи-либо права. Иными словами, покаяние — это уж никак не нововведение, но основа духовной жизни. Нововведением был бы, напротив, отказ от покаяния, от осознания своих поступков и ответственности за них».