Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка. У меня дочке 8,6 лет, Маргарита, перестала меня слушаться, тянется только к плохим девочкам, например, связалась с девочкой Катей, цыганкой. Она, в свою очередь, требует полного подчинения, учит матюкаться, не слушаться никого, кроме неё. Может, цыганская кровь сильная, моя идёт за ней, как под гипнозом. Что делать, я не представляю, воспитываю её одна. Мне страшно, что будет дальше. И с хорошими ей уже скучно, неинтересно, потеряла интерес к учёбе и дальнейшему развитию.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Найдите и почитайте учебник по возрастной психологии, чтобы понять, что происходит с ребенком в этом возрасте, какие у него потребности, возрастные кризисы. Так как сейчас все немного сдвинуто, имеет смысл прочитать и для 8 лет, и на 2-3 года вперед, так Вы будете вооружены знаниями. Ничего, что раньше у Вас не было опыта в воспитании и Вы не видели примеров, как воспитывают детей, - учебник Вам поможет и вполне восполнит пробелы.
Непременно выясните, что именно ей нравится в новой подруге? Это может потребовать множества разговоров, но говорите тихо, спокойно, терпеливо и заинтересованно: "Я вижу, тебе нравится играть с Катей. Расскажи мне, какая она?" Слушайте свою дочку, не оценивайте ничего из ее рассказа, пока она не попросит дать оценку, просто слушайте, поддерживайте и поощряйте рассказ, Ваша задача - получить как можно больше информации. И информация тут главная - вовсе не о тех шалостях, которые вытворяли девочки, и не о тех глупостях и нехорошестях, которые они говорили, нет! Вам нужно вместе с дочерью понять, что именно ей нравится в новой подруге, чего она не видела в других людях, в том числе взрослых. Постарайтесь сделать так, чтобы дочка смогла назвать, какие качества в подружке ее привлекают. Не "Катя лазает по гаражам", а, например, смелость и ловкость, не "Катя ругается матом", а... что? За действиями стоит какое-то качество или проявление, вот его Вам и нужно помочь дочери вычленить и назвать.
Смелость, гибкость, красота, ум, изобретательность, подвижность, свобода, независимость, что? Конкретизируйте это, можно даже записать на листке или в тетради, что дочке нравится в людях и концентрацию чего она нашла в подружке.
Далее, обсудите с самой дочкой, много-много раз не только что ей нравится в подруге, но и что не нравится. Например: "Она рассказывает смешные истории, но произносит матные слова. Она здорово бегает, но может повредить чьи-то вещи, кого-то задеть и не обращает на это внимания. Она очень самостоятельная, но мне с ней страшно, потому что я не уверена, что она надежный друг и понимает, что можно и нельзя, что хорошо, а что приведет к плохим последствиям". Опять же, дайте дочке высказаться максимально, потратьте на эти разговоры время, соберите информацию.
Проговорите, что Вашей дочке мешает противостоять тому, что ей не нравится в подружке, и сказать, что вот так я буду делать, а вот так нет? Когда они что-то делали, что чувствовала Ваша девочка? Пусть расскажет максимально открыто, не перебивайте. И дальше вместе подумайте, может быть, если перевешивает плохое, стоит поискать то, что нравится, в других людях и другом общении, в другом месте? А если с Катей не так страшно, то научите дочку говорить четко: вот здесь я соглашаюсь, а вот здесь нет. Научите ее, что сказать "нет" - это очень взрослое решение, и хвалите за каждое нет, сказанное уместно, причем пусть дочка расскажет, почему именно она на это согласилась, а на это сказала "нет", это очень важно.
Далее, что значит "связалась"? Давайте поговорим о Вашем отношении к происходящему. Ребенок сам по себе не становится каким-то, за него отвечают родители. Где она у Вас ходит одна в 8 лет? Какое дальнейшее развитие? Человеку 8 лет, почти все, что с ним происходит, внешне организуют родители, у ребенка нет просто опыта самоорганизоваться, его ответственность - уроки учить и так далее - также ему обозначается родителями, это чудо просто какое-то, если ребенок сам все понимает, на самом деле, такое понимание - это итог действий родителей. Организуйте ее график так, чтобы не оставалось места на непонятные знакомства. Найдите хоть более-менее хорошего тренера, у которого она могла бы заниматься каким-то спортом, узнайте, что ей интересно, что привлекает, опять же, из тех же разговоров о подруге. Если нравится ловкость - какая секция ей бы могла подойти? а если ум? а если красота? И не ждите, что ребенок самоорганизуется, просто выясните и далее направьте ее в конструктивное русло.
Если сами не можете быть с ребенком - поговорите, может быть, кто-то сможет ее после школы забирать, чтобы она была в семье, а не сама дома или на улице, причем, чтобы она могла быть там, где будет то, что ей нравится, но только в положительном ключе.
Помните, что ребенок должен быть максимально организован и занят! Не ждите, что она сама сообразит, что хорошо и плохо, не ждите, это на Вас - организовать своего ребенка. Подключите все свои возможные знакомства, чтобы было кому быть с дочерью, и не оставляйте ситуацию на самотек. И непременно разговаривайте с дочерью и проводите с ней время и сами тоже. Пусть совсем немного - но чтобы это время было полностью посвящено дочке, и не школе-поведению-оценкам-урокам, а ее увлечениям, встречам, совместной готовке и так далее, просто человеческому общению. Рассказывайте ей о себе - просто, чтобы она знала о своей маме, о родных, о том, что ей интересно. Поддерживайте контакт.
И молитесь за дочку.
Храни Вас Бог!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке фрагмент фото ralfpreuss