Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение: эти знаменитые слова апостола Павла (Фил. 1:21) давно стали эталоном христианского отношения к смерти. Похожие по смыслу строки есть и у Петра: Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь (1 Пет. 4:12-13). Значит ли это, что сами апостолы не считали нужным беречься от напастей и легко шли навстречу смерти? Давайте разберемся.
Апостолы были отважные люди, разве нет?
Несомненно. Особенно отважными они стали после того, как в день Пятидесятницы Господь послал им Свои благодатные дары для укрепления в предстоящем апостольском служении.
Но и до этого они были не робкого десятка. Когда Христос приглашал учеников пойти с Ним в Иудею, где фарисеи и законники уже давно грозились Его убить, то апостол Фома воскликнул: Пойдем и мы умрем с ним (Ин 11:16). («С ним» — это с недавно усопшим Лазарем, «пробудить» которого как раз собирался Христос.)
Потом — уже после того, как Господь воскрес и вознесся, — апостол Петр не раз заявлял в лицо иудейским народным начальникам — фарисеям и первосвященникам, — что дóлжно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян 5:29). А после того, как апостолов избили, желая положить конец их проповеди об Иисусе, они шли домой, как сказано в Писании, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян 5:41).
Значит ли всё это, что ученики Христовы совсем не думали о собственной безопасности?
Нет, не значит.
И что же заставляло их остерегаться?
Апостолы стояли перед лицом вполне реальной угрозы: языческие власти преследовали их общину, стремились уничтожить ее, что называется, на корню. Многие из апостолов стали мучениками. Но самым важным для них было не уйти поскорее из жизни, а исполнить дело, порученное им Господом. Создать как можно больше христианских общин. Найти и поставить во главе этих общин верных людей. Передать новообращенным христианам собственное свидетельство о Христе, свидетельство очевидцев — ведь они видели Его собственными глазами, говорили с Ним, касались Его руками! Апостолы должны были непрестанно проповедовать, вновь и вновь рассказывать о Христе, чтобы прилагать спасаемых к Церкви (Деян 2:47).
Если в конце концов им предстояло пострадать, это их не смущало, ведь они помнили: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин 15:20). Всё то, что произошло с Иисусом Христом — пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин 1:11), — неминуемо должно было повториться и на Его учениках, ведь они несли в мир Его образ, проповедовали Его слово.
Но вначале им нужно было совершить то, что поручил им Христос. Как писал апостол Павел (он присоединился к кругу учеников Христовых чуть позже, но получил от Господа те же самые дары): Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Фил 1:23—24).
Апостолы не боялись испытаний и смерти. Они видели Того, Кто победил смерть. Но и навстречу смерти с распростертыми объятиями они не спешили.
В конце Евангелия от Иоанна есть один эпизод. Уже воскресший Спаситель обращается к апостолу Петру с такими словами: Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь (Ин 21:18). Сказал же это, — прибавляет евангелист Иоанн, — давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога (Ин 21:19). Обратите внимание: Поведет, куда не хочешь. Жизнь Петра должна была завершиться мученически (так и произошло: его распяли на кресте в Риме во времена императора Нерона). Но это произошло вопреки его желанию.
Тем не менее, от смерти апостолы все же не бегали?
Это как сказать. Давайте посмотрим на пример другого первоверховного апостола — Павла. В молодости он был ревностным членом религиозной партии фарисеев и с жаром преследовал христиан. Поэтому, когда неожиданно (в том числе и для себя самого) Павел уверовал во Христа и взялся проповедовать, что Иисус, Которого он гнал, есть давно ожидаемый иудеями Мессия и истинный Бог, иудейские религиозные начальники были просто взбешены. В Дамаске члены местной иудейской общины задумали расправиться с Павлом: день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Прознав об этом и не желая подвергать жизнь напрасному риску, Павел тайно бежал из города; христиане Дамаска посадили его в корзину и ночью спустили вниз по стене (Деян 9:23—25).
Много позже, когда иудеи схватили Павла в Иерусалиме и обвинили в нарушении религиозных обычаев (которых он, кстати, не нарушал), Павел не усомнился обратиться за помощью к начальнику римского гарнизона. Он объявил начальнику, что является римским гражданином и потому не может подвергаться наказанию как простолюдин; а впоследствии потребовал суда у самого императора (Деян 21–23). Это позволило Павлу выиграть еще несколько лет, в течение которых он написал бóльшую часть своих посланий и устроил дела во множестве христианских общин, основанных им по всей Римской империи.
Во Втором послании к Тимофею, написанном уже ближе к концу жизни, Павел подвел итоги своей благовестнической деятельности: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия (2 Тим 4:7—8). Перспектива смерти его уже не страшила. Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение, — это слова одного из последних его посланий (Фил 1:21). И тем не менее никогда не подвергал свою жизнь ненужной опасности.
Такое же отношение к смерти апостолы заповедовали и своим преемникам — епископам христианских общин.
Но в истории христианской Церкви тысячи мучеников!
Образцовый пример христианского мученика — святой Игнатий Богоносец, ученик Иоанна Богослова и третий после апостола Петра епископ Антиохии, растерзанный львами в Риме в правление императора Траяна (около 107 года). Антиохийской кафедрой святой Игнатий управлял уже около сорока лет и смерти не страшился, более того — желал ее. В посланиях к христианам тех городов, которые он миновал, идя в Рим, святой Игнатий умолял их не предпринимать никаких мер для его освобождения.
«Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви, — обращался он к собратьям-христианам. — Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я — пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым».
Игнатий Богоносец горел желанием завершить свою долгую жизнь мученичеством за Христа. Но это был личный выбор человека, который много лет верой и правдой служил Церкви. Мы не найдем в посланиях святого Игнатия ни единого призыва повторить его подвиг. Он просит христиан доказывать свою веру иначе — добрыми делами и верностью епископу, возглавляющему местную христианскую общину.
О чем же нам, христианам XXI века, говорят примеры апостолов Петра и Павла:
Нет ничего стыдного в том, чтобы уклониться от опасности, когда есть такая возможность. Лучше остаться живым и здоровым и благодаря этому сделать что-то полезное для людей и угодное для Бога, чем погибнуть, доказывая себе или кому-то еще «несгибаемость» своей веры. И апостолы не шли на неоправданный риск, помня, что Господь поручил весь мир их благовестническим трудам, вверил им огромную паству.
Но вот чего в них не было — это боязни. С тех пор, как на апостолов сошел Дух Святой, они не знали страха: пускались ли они в рискованные путешествия, проповедовали ли среди язычников, шли ли на смерть — всюду они уповали на Господа и были спокойны. Такой вере хорошо бы научиться и нам.