Автор и непосредственный участник этих событий – итальянский учитель литературы и основатель школы в Бергамо, отец четырех сыновей и деятельный христианин-католик Франко Нембрини. В этом году в России была переведена и издана его книга «От отца к сыну», в которой он рассуждает о том, что значит быть отцом и учителем и каких ошибок важно избежать.
Многое из опыта этого итальянского педагога ценно и для нас, поэтому мы решили поделиться с вами одной из непридуманных историй, которых немало в его книге
Как-то раз, входя в аудиторию к новому классу (их специализацией был бухгалтерский учет), я увидел, что одна девочка сидит на полу. Никому из преподавателей не удавалось заставить ее сесть за парту, каждый день она снова и снова садилась на пол. Кроме того, она страдала неврозом – выдергивала у себя волосы и брови и была поэтому наполовину лысой. Я начал свой урок о Данте… Постепенно я стал замечать, как в ней рождается интерес: она начала поднимать голову, на втором уроке уже сидела на корточках, в следующий раз простояла на ногах все время занятия, а еще через какое-то время и вовсе села за парту. Потом я узнал, что незаметно для других она записывала мои лекции на диктофон и дома расшифровывала их; через два года, сдавая экзамен на аттестат зрелости, она подарила мне огромный пакет тетрадей, где были переписаны все мои лекции за два года. Когда я спросил ее, почему она решилась на такой каторжный труд, – переписать все лекции слово в слово, она ответила: «Ведь это прекрасно, эти вещи прекрасны!»
Мы сдружились, а через некоторое время ко мне пришла ее мать: «Я вижу, насколько радостнее стала моя дочь с тех пор, как познакомилась с вами. Вы не могли бы мне помочь? К кому мне обратиться, чтобы она избавилась от этой навязчивой привычки выдергивать волосы?» У меня был на примете один центр психологического консультирования (необходимость во вмешательстве подобного рода действительно существовала), и я посоветовал обратиться туда. Через месяц ее мать вновь пришла ко мне и показала заключение психолога. Там было написано примерно следующее: «Тяжелое состояние вызвано конфликтом с отцовской фигурой (отец ее бросил), заместителем которой стал профессор Нембрини. Рекомендуется срочно отдалить пациентку от школы и от любой возможности общения с вышеназванным преподавателем». Мать в слезах: «Что мне делать? С тех пор, как вы начали помогать моей дочери, ей лучше». Я ответил: «Смотрите сами, конечно… но на вашем месте я бы порвал эту бумагу. А потом поглядим, как пойдут дела дальше».
В конце концов девочка поправилась. Потом она счастливо вышла замуж, защитила диплом по филологии (она, которая должна была стать бухгалтером) с высшим баллом в Католическом университете Милана, и я – крестный отец одного из ее сыновей. Что произошло с этой девочкой, не имеющей отца? Она встретила взрослого человека, который (в той мере, в какой это вообще возможно, ведь человек – всего лишь человек, он делает то, что в его силах, и не может успеть всюду) сказал ей: «Я с тобой; я не твой отец, но какой-то отрезок пути мы можем пройти вместе».
Если бы сотни преподавателей обращались так с учениками своих классов!.. У нас все больше учеников, которые растут без отца или у которых отец есть только на словах. Нужно, чтобы каждый из нас мог сказать им: «Ребята, я не знаю, есть ли у вас отец и мать, но мы можем проделать вместе часть пути!» К такому отцовству мы все можем быть причастны.
Подготовил Игорь Цуканов
Оригинал публикации – книга Франко Нембрини «От отца к сыну: Как передать ребенку христианские ценности» (М.: Издательство «Никея», 2020)