Некоторые называют Дивеево духовным центром мира, по сравнению с которым Париж — просто большая деревня. Такая исключительная значимость Серафимо-Дивеевской обители объясняется, конечно же, пророчествами Саровского угодника о том, что сам антихрист не сумеет перейти канавку Божией Матери, опоясывающую Ее четвертый и последний удел на земле. Когда приезжаешь сюда и видишь два собора-великана, осененных чудо-колокольней, невольно начинаешь помышлять о Небесном Иерусалиме: действительно, Дивеево можно назвать проекцией горнего града. Множество плодовых деревьев, самых разнообразных цветов — и среди них люди всех возрастов, званий и состояний, стекшиеся в это благословенное место, дабы очиститься, обновиться и освятиться душою.
Удивительно близок к каждому паломнику хозяин Дивеево — преподобный Серафим, смиренно именовавший себя «служкой Божией Матери». Он невидим, но везде чувствуется его благодатное присутствие. К концу дня первого пребывания в обители у посетившего ее создается впечатление, что преподобный вникнул во все мелочи твоей жизни, проявил трогательную предупредительность и заботу о твоих бытовых нуждах, не говоря о духовном утешении. Велик у Бога святой Серафим! Расскажу лишь об одном маленьком чуде, бывшем со мною и навсегда согревшем сердце благоговейным почитанием Саровского угодника.
С юных лет я никогда не расставался с золотым крестиком, завещанным мне одной старинной знакомой, давно перешедшей в мир иной. Дониконовской печати, на обратной стороне он содержит начальные слова всем знакомой молитвы, переданной в старопечатном варианте: «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его». Нужно же было такому случиться, что, готовясь искупаться в знаменитом Саровском источнике у речки Сатис, я не нашел на груди любимого креста! Велико было мое огорчение! Нигде я не терял святыни, и вот, уже будучи иереем, расстался с ней, да ещё в Дивеево! Рано утром, перед Божественной Литургией, я обыскал всю свою келью в гостинице монастыря, перетряс вещи и одежду — крестика не было. Облазил все дорожки, ведущие к храму, — безуспешно! Несколько утешившись богослужением и смирившись с потерей, решил для себя более не смущаться — видимо, самому Преподобному понадобился для неведомых целей мой золотой крестик. После службы я уже был готов уйти из храма, как вдруг ко мне подошел худенький юноша, очевидно, студент, один из многих, приезжающих ныне на богомолье.
Студент: Батюшка, разрешите задать Вам вопрос?
Священник: Да, пожалуйста.
Студент: Дело в том, что я вчера нашел золотой крестик. (При этих словах я вздохнул и весь обратился в слух.) А теперь душа мучится от недоумения. Мне представляются три возможных варианта, как с ним распорядиться…
Священник: Вы, наверное, с механико-математического факультета МГУ?
Студент: Да. Откуда, батюшка, Вы знаете?
Священник: Нам «по профессии» положено.
Студент: Так вот: во-первых, мне думалось положить крестик там, где я его нашел.
Священник: А где же, если не секрет?
Студент: Перед храмом Рождества Христова, на дорожке, в пыли, где проходит крестный ход, возвращающийся с канавки Божией Матери.
Священник: Однако положить святыню в грязь — по меньшей мере, неблагочестиво…
Студент: И я думаю, что это решение неправильное. Можно было бы передать крестик сестрам обители.
Священник: А третий вариант?
Студент: Ко мне пришла мысль: а не взять ли мне его себе?
Священник: А нельзя ли взглянуть на находку? Дело в том, что я как раз вчера потерял очень дорогой моему сердцу нательный крест.
Юноша раскрыл ладонь, и я увидел свой старинный крестик, сверкавший золотыми лучами в трепетных перстах студента.
Священник: Вариант четвертый и единственный! — радостно воскликнул я и взял драгоценную для меня находку, заключив своего благодетеля в крепкие иерейские объятия. В этот же самый миг я увидел изображенного на огромной ростовой иконе преподобного Серафима Саровского. Он смотрел на меня своим проникновенным взором, одновременно и строгим и радостным, прижимая правую руку к сердцу. Душа моя непроизвольно обратилась к служке Божией Матери с теплой молитвой: «Преподобие отче Серафиме! Благодарю тебя! Ибо ты сам востребовал мой крестик для известных тебе святых целей и сам вернул мне его, ибо никогда никто не отходит от тебя «тощ и неутешен» во твоей святой обители».
Священная тишина сердца и наполняющая его радость свидетельствовали мне, что преподобный услышал голос моей души.
P.S. Много позже я стал вычислять, рассуждая уже по-земному, какова же была вероятность, что нашедший крестик студент, с его аналитическим мышлением, обратится именно ко мне, одному из сотен скромных паломников в Дивеево, вотчине преподобного Серафима Саровского и всея России Чудотворца.
Какова бы ни была гипотетическая вероятность, иначе как чудом эту историю я назвать не могу...
Фото Владимира Ештокина