
Вопрос читателя:
Простил ли Христос Иуду? Если да, почему у некоторых православных он - объект ненависти?
Отвечает протоиерей Игорь Фомин:
Мы знаем из Священного Писания, что Иуда повесился после того, как в раскаянии бросил 30 сребреников — они ему были уже не нужны. Предание говорит также о том, что повеситься он пытался трижды. Сначала оборвалась веревка, потом сломался сук. И лишь на третий раз Иуда настоял на своем и убил себя.
Все это говорит о том, что Господь медлил, Он ждал покаяния предавшего Его, звал обратно к Себе. Евангелие пишет о том, что да, Иуда раскаялся, но он не пошел к Господу, а в унынии покончил с собой.
Христос, я полностью в этом уверен, простил Иуду. Но простил ли сам себя этот человек? Мы имеем свободную волю, и в ад будут попадать не все грешники, а лишь те, кто не желает каяться, не хочет быть с Богом, не видит в Нем своего Спасителя. Ад уготован именно злонамеренным грешникам, туда они помещаются для того, чтобы присутствие рядом Христа не мучило их. В этом, кстати, мы тоже видим любовь и милость Божию, Он не навязывает Себя никому.
Ненависть к Иуде среди православных — грустное явление. Если вы видите таких людей, скорее всего, это не христиане, а просто декоративно носящие имя христиан. Когда человек пышет к кому-либо злобой, то, наверно, он еще далек о того, чтобы называться учеником Христа. Ведь Спаситель говорит: «Все узнают, что вы мои ученики, если между вами будет любовь». Любовь, сострадание, жалость к ближнему, даже согрешившему, — черты настоящего христианина.
О. Димиртий Смирнов говорит, что грехи прощает Господь, если захочет простить, и это не зависит, от исповеди, покаяния человека... Видимо, если человеку полезно быть богоотверженным, если для него высок риск повторения того же греха, или, можно, другого, не менее страшного, Господь не прощает... Любит человека, но не прощает
https://youtu.be/t0kdmJoXYRY
И я не очень понимаю про самопрощение. Это до покаяния происходит или после, или вместе с ним? Об этом есть что-то в Евангелии?
Спасибо, что освещаете сложные темы
Очень хорошая статья. Спасибо. Дышит любовью. Чувствую, что все именно так. Прочитала несколько статей на эту тему, очень интересует этот вопрос сейчас, в них столько осуждения, вражды, как будто пишут неверующие люди.
Вася, причем тут евреи. Речь не о еврейской национальности, среди евреев есть и христиане, хоть это и редкость. Речь об иудеях, т е тех евреях, которые исповедуют иудаизм, а как известно иудаизм не признаёт Иисуса Христа. А ты предлагаешь человека, который не признает спасителя, считать невиновным, потому что он типа не виноват что родился евреем. Дело не в том, кем родился человек, а в том, что он исповедует, будучи уже зрелым. Если как все иудеи он продолжает сознательно отрицать Христа, то вывод напрашивается сам. И еще почитай, за кого они Христа считают. И поймешь почему кровь Христа на иудеях.
Окончание.
Уж если на то пошло, то кровь Христа на всех нас, людях. Потому что все мы грешники. И евреи не грешнее других народов.
А я не согласен с blagievesti. Ну где у отца Игоря оправдание?! Там всего лишь призыв НЕ ОСУЖДАТЬ.
Что же касается иудеейского народа, то к нему принадлежал не только Иуда, но также и все остальные апостолы, и Богородица, и Сам Господь по плоти.
Искренне не понимаю, почему СОВРЕМЕННЫЕ евреи виноваты за то, что сделали их ПРЕДКИ. Сын не отвечает за отца. Об этом и в Библии сказано: "если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, видит и не делает подобного им… исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, - то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив. А отец его… умрет за свое беззаконие. Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, он будет жив… Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается" (Иез.18:14-20).
Кстати, непосредственно распятие совершали римские воины.
Возможно, я чего-то не понимаю, но получается, что каждый еврей несет вину за распятие Христа в силу одного лишь своего национального происхождения. А ведь человек не выбирает, кем ему родиться.
ну зачем же так? святые отцы и сегодняшние богословы ПИШУТ, что Иуда не покаялся, а потому не мог быть прощен Господом без искреннего раскаяния... буквально на днях читал на эту тему прекрасную статью - о покаянии и прощении, и как раз натолкнулся на этот момент...
что такое настоящее покаяние в случае Иуды? признал грех (преступление и т.д.), искренне раскаялся и попросил у Господа (Иисуса Христа) прощения, с сокрушенным сердцем и намерением искупить свое предательство добрыми делами и полезными поступками, изменением своей сущности...
а если он не пошел к Богу за прошением, не покаялся перед Апостолами, ничем не искупил свою вину и не переменился изнутри, не сделал достойные покаяния дела и поступки, то в чем тогда его покаяние?
Димитрий Иванович Богдашевский, доктор богословия, ординарный профессор Киевской Духовной Академии написал в свое время работу "Иуда Искариот" -http://www.my-bible.info/biblio/stat/iuda.html
Она немалая по размеру, поэтому приведу наиболее подходящие фрагменты по рассматриваемой теме:
"Первые три Евангелиста ничего не сообщают из жизни Иуды Искариота до его предательства, так, что последнее (Евангелие), следуя их повествованию, является как бы неожиданным. Только один святой Иоанн передает, что Христос провидел своего будущего предателя (Ин. 6, 70—72), что Иуда был одержим корыстолюбием (Ин. 12, 6). Вопрос о том, почему Иуда предал Господа, решается различно. Совершенно легкомысленными и не имеющими никакой опоры в евангельском тексте являются попытки оправдать Иуду (в последнее время такую не только глупо-безплодную, но прямо кощунственную попытку сделал наш писатель Л. Андреев), — провести взгляд, что Иуда предал Господа в надежде, что Он спасется чудом, или чрез народное восстание, или другим каким-либо образом; или что Иуда, сгорая нетерпением скорее увидеть открывшееся политическое царство Мессии, желал своим предательством как бы вынудить Христа поскорее обнаружиться в своей славе. Нет, Иуда возненавидел Господа. Гораздо вернее взгляд, что Иуда предал Христа из религиозного фанатизма. Разделяя обще-иудейские заблуждение о царстве, Мессии, как царстве политическом будучи ложным защитником народности и ее заветов, зараженный политическим пан-иудаизмом, Иуда постепенно разочаровался во Христе, не мог разуметь Его возвышенного духовного учения и признал, что Христос не есть истинный Мессиия, а лже-месия, Которого нужно предать во имя законной правды. Но одним этим мотивом предательство Иуды не объясняется. По ясному указанию Евангелистов, он предал Господа по сребролюбию (Мф. 26, 15. Мрк. 14, 10. 11. Лк. 22, 5), и никакое перетолкование евангельского текста здесь невозможно; для скупца Иуды, носившего скромный ковчежец и из него похищавшего вметаемое, такая сравнительно малая сумма, как 30 сребреников (23—25 р.), могла показаться соблазнительною. Сребролюбие образует мрачный фон души Иуды. О внешних благах царства Мессии помышляли и другие апостолы, но именно сребролюбие оземленило Иуду, сделало его грубым материалистом, безусловно глухим к возвышенному учению Христа. Иуда Предатель представляет собою как бы тип всего Иудейского народа, который был заражен ложным мессианизмом, но заражен именно вследствие своего сребролюбия — грубого материалистического склада ума и чувства."
"Спорным является вопрос о судьбе Иуды Искариота. Евангелист Матфей говорит, что Иуда, раскаявшись после осуждения Христа (такое раскаяние было только следствием угрызения совести, а не живой веры во Христа) и бросивши сребреники в храме, — вероятно в том месте, где находилась сокровищница (ср. Мрк. 12, 41. — Ин. 8, 20), — после бесплодной попытки возвратить их первосвященникам, — пошел и удавился (Мф. 27, 3-5). Это свидетельство вовсе не стоит в совершенном противоречии с книгой Деяний Апостольских, где святой Петр в своей речи, по поводу избрания апостола на место отпавшего Иуды, говорит о последнем что «когда низринулся, разселось чрево его и выпали все внутренности его» (1, 18): последнее случилось после удавления Иуды, когда, по замечанию схоластика (Евсевия Кесарийского) «веревка порвалась, и Иуда упал на землю». Равным образом нет никакого противоречия в том, что, — по свидетельству Матфея (27, 6. 7), — Акелдама была куплена первосвященниками за деньги, брошенные Иудою, а святой Петр говорит об Иуде, что он «приобрел землю (село, участок) неправедною мздою» (Деян, 1, 18). Обычное, но хорошее примирение этих свидетельств то, что «господином участка был внесший деньги, хотя бы его покупали и другие» (св. Иоанн Златоуст), Акелдама же была приобретена на деньги Иуды. Удавление Иуды произошло, — должно быть, — чрез несколько часов после осуждения Христа; нет никакого основания думать, что это случилось после воскресения Христа (блаж. Августин, О согласии евангелистов, III, VII: 28 сл.)."
"Образ Иуды Искариота — образ мрачный, и таким он останется всегда, несмотря на все попытки внести в душу Иуды момент трагический, возбуждающий наше сочувствие."
"Иуда Искариот — повторим — есть как бы тип всего иудейского народа, предавшего Христа на смерть вследствие ложного мессианизма и своего грубого, материалистического склада ума и чувства."
*****
Больше не буду дергать текст - итак все ясно... Кстати, это общепринятая точка зрения, хотя в последнее время предпринимаются попытки чуть ли не признать Иуду святым. Особенно эта затея (оправдания Иуды) стала пробиваться в СМИ и интернете после того, как Папа Римский "снял вину" с еврейского народа (иудеев) за предательство и предание смерти Мессии, Иисуса Христа - почему бы и Иуду не обелить в такой связи? Кстати, надо заметить, что Святы отцы, сегодняшние добросовестные богословы никак не могут согласиться с Папой и католиками - вина на них (иудеев) не нами (современниками) и даже не людьми положена, как известно, и не нам ее снимать (этот вопрос в руках Господа)! И если "вина снимается", то в следствие чего? Иудеи признали Христа Мессией, Сыном Божиим и Спасителем? Они ринулись в Православные Церкви и стали христианами? Нет... ничего такого не случилось за более чем 2000 лет... Так что... Папа решил принять решение за Самого Господа, и это не в первый раз, не по одному этому вопросу...
Еще одно замечание по статье...
Цитирую: "Ад уготован именно злонамеренным грешникам, туда они помещаются для того, чтобы присутствие рядом Христа не мучило их."
Это тоже очень спорное утверждение отца... Святые отцы так не считают... И не делят грехи в этом отношении на злонамеренные и не злонамеренные... В православной традиции все грехи считаются одинаково вредными для человека, желающего спастись, и никакого оправдания каким-то грехам по незнанию и неразумению у нас в Церкви нет: раскрывай в себе грехи, исправляйся, кайся и проси Господа помочь и простить... Только такой путь, а не путь самооправдания грехов...
Вот почему Святейший Патриарх так много говорит о необходимости получения духовного образования и священниками, и монахами и даже мирянами, которые несут послушание в Храмах: нельзя незнанием Учения Церкви, Святых отцов дезинформировать паству, давать ей неверные наставления - это большой грех...