«Века были так себе, средние…» — этот афоризм Эмиля Кроткого прекрасно подходит для описания русского средневековья. XIII век для русской земли был веком предательства — единство Руси ушло в прошлое, и уже стало казаться — управление государством наладить невозможно. Из общих ценностей у русских людей осталась только Православная Церковь…

А в это время сильный Рим утверждал свою власть над обломками европейских держав. В 1204 году католики-крестоносцы «на всякий случай» разграбили православный Константинополь, а на севере продолжалась латинская христианизация Прибалтики с явным прицелом на русские княжества. К тому же монголы к середине XIII века подчинили себе многие княжества Руси, так что чужая власть уже как бы вошла в привычку… Но был человек, который никак не мог с этим мириться.

Святой благоверный князь Александр Невский, память которого мы празднуем 6 декабря, с семнадцати лет был у власти. Все дела — и ратные, и политические — он привык вести с постоянной оглядкой на Небеса, говоря: «Не в силе Бог, а в правде». При этом политиками-современниками Александр был нелюбим за явное неприятие Запада и поиск поддержки для Руси на Востоке, а у близоруких историков вообще прослыл политиканом, неразборчивым в средствах, склонившим свою голову и отдавшим княжескую честь «поганым».

Не обманулся лишь простой народ: для него Александр Невский — «солнце земли Русской». Именно так: «Закатилось солнце» — сказал митрополит Кирилл в 1263 году на погребении святого князя во Владимире, а люди в ответ воскликнули: «Уже погибаем!».
Александр Невский явно был человеком шире своего времени. Тогда модно было предавать — а он был верным и Богу, и Руси. Для поддержки Русской земли святой князь четырежды отправлялся в самое сердце Монгольской империи, в степной Каракорум, отстоявший от Владимира на 7500 верст — это как минимум полтора кругосветных путешествия. Понадобилось еще столетие для свержения татаро-монгольского ига, но пример святого Александра все же воспитал новое поколение людей, готовых жертвовать собой ради Руси, а не приносить других в жертву ради собственного благоденствия.

Имя святого князя мы находим в списках особо почитаемых святых и в Москве, и в Нижнем Новгороде, и во Владимире, и в Твери, и в Новгороде, и в Эстонии, и в Болгарии… Да что там — случись восстановиться Православию в Китае и Монголии, то и в диптихах этих Церквей, без сомнения, будет его имя.

0
2
Сохранить
Поделиться: