Однажды почти целое лето мы посвятили изучению подмосковных усадеб. У нас родился очередной младенец, и поездка к морю откладывалась. А ближнее Подмосковье — то, что надо! Столько великолепных архитектурных жемчужин и совсем недалеко от дома. Первым стало Архангельское — во-первых, всего полчаса езды на автобусе от метро «Тушинская», что немаловажно для маленьких путешественников, которые все-таки еще быстро устают (когда мы с детьми впервые поехали туда, сыну было семь лет, а дочери — девять). А во-вторых и — в главных, Архангельское — место по-настоящему уникальное, своего рода «машина времени», благодаря которой можно побывать сразу в нескольких исторических эпохах.
Гостеприимная «подмосковная»
Впервые усадьба Архангельское упоминается в исторических источниках во времена Ивана Грозного, но наибольшую славу она обрела при своих последних владельцах, князьях Юсуповых. В начале XIX века стараниями князя Николая Борисовича Юсупова, дипломата, сенатора и большого знатока изящных искусств, был создан дворцово-парковый ансамбль в стиле ампир. В годы государственной службы князь с блеском выполнял дипломатические поручения императрицы Екатерины II в Италии, был почетным членом Российской академии художеств, управлял дирекцией Императорских театров, был директором Эрмитажа. По поручению императорского двора князь покупал картины и скульптуры, не забывая при этом пополнять свое собственное художественное собрание, так что Архангельское при нем стало не только одним из огромнейших, но и красивейших подмосковных имений. В 1810 году князь отошел от государственных дел и занялся устроением только что купленного Архангельского, задуманного как «расходная деревня, для веселья, а не для прибыли», как он писал своему управляющему.
Дворец, построенный в конце XVIII века по проекту французского архитектора Шарля де Герна и перестроенный позднее при участии отечественных зодчих, с огромными окнами и застекленными дверями, многочисленными балконами и белыми колоннадами, сразу переносил гостей князей Юсуповых куда-нибудь в южную Италию, а не в ближнюю «подмосковную». На первом этаже с высокими потолками и окнами расположились парадные залы для приемов, а на втором — жилые комнаты хозяев и библиотека. В парке появились беседки, фонтаны, модные тогда руины в античном вкусе (так называемые «Римские ворота»).
Собственно, парков в Архангельском было устроено два. Прямо под окнами дворца — «регулярный» французский, по моде середины XVIII века, с непременными каменными львами и мраморными скульптурами-аллегориями на террасах перед дворцом, со стрижеными в самых причудливых формах деревьями и кустами, широкими ровными дорожками и лужайками, со множеством увеселительных «затей», как, например, арочные коридоры — «берсо», увитые зеленью, где так приятно прогуляться в жаркий день. За дворцом располагается «пейзажный», английский парк, который ничем не отличается от леса, рука садовника никогда не касалась этих деревьев. Как и полагается, в усадьбе был свой домовый храм Михаила Архангела и театр, устроенный князем Николаем Борисовичем по случаю юбилейных торжеств в честь победы над Наполеоном. Здание спроектировал итальянский художник Пьетро ди Гонзага, он же создал занавес и декорации.
При наследниках Николая Борисовича Юсупова — Борисе Николаевиче, Николае Борисовиче-младшем и Зинаиде Николаевне Юсуповых — усадебное пространство обогатилось еще несколькими шедеврами. Среди них — храм-усыпальница «Колоннада», памятные колонны в парке в честь посещения усадьбы российскими императорами, Пушкинская аллея с бюстом поэта, несколько раз приезжавшего сюда в гости. И это лишь небольшая часть того, что можно видеть в огромной усадьбе.
Но как преподнести детям разнообразное богатство этого места, чтобы они не заскучали от обилия информации и им было действительно интересно?
С «Самокатом» по Архангельскому...
Сейчас есть немало литературы по разным уголкам России, которую разные издательства выпускают с расчетом на прогулки с детьми. Вот и в свое самое первое путешествие мы взяли с собой замечательную игру-квест «Загородное ралли № 1», специально созданную для путешествий с детьми издательством «Самокат» несколько лет назад. Ко времени нашего первого путешествия в Архангельске мы уже прошли маршрутами «Московского ралли № 1» от «Самоката», и теперь дети предвкушали новое яркое событие. Архангельское — один из девяти маршрутов по самым известным подмосковным усадьбам (от Кусково в черте Москвы до Поленово и Ясной Поляны, куда нужно добираться по несколько часов). Их объединяет стремление авторов не просто показать детям усадьбу как особый тип дворянского жилища XVIII–XIX веков, но и помочь «встретиться» с их великими владельцами. Маршрут не перегружен обилием исторических фактов, снабжен картой с неожиданными вопросами и заданиями, трудясь над которыми, ребенок прокладывает свой маршрут в пространстве от одного объекта к другому и передвижение получается не случайным, а осмысленным. Все усадебные постройки легко узнаваемы в крупных, подробных рисунках, стилизованных под детские, дана ориентация карты по сторонам света. Словом, здесь есть все, что действительно нужно для интересной прогулки.
Многие вопросы по карте построены с учетом активного внимания ребенка к необычному. Вот, например, ель, растущая недалеко от храма-усыпальницы. Один ее внешний вид (неровность, будто вывернутость ствола) обязательно привлекает детей, поэтому автор маршрута предлагает им остановиться здесь, понаблюдать и подумать: «Заберись под крону и посмотри вверх. Почему ель наклонена?» Как я люблю вот такие задания, по-настоящему детские! «Заберись под крону...» Это гораздо привлекательнее и понятнее для ребенка, чем если бы экскурсовод просто сказал: «А теперь посмотрите, пожалуйста, на эту ель, обратите внимание на ее необычную форму. Дело в том, что...» Ведь ребенок довольно долго, лет до десяти, всегда старается так или иначе задействовать собственное тело в освоении нового пространства. Сколько раз я видела, как мои дети буквально ползают на коленках или лежат на земле, чтобы прикоснуться к этому конкретному месту и сохранить память о нем на уровне телесных ощущений.
Еще одно замечательное свидетельство настоящей, безошибочной «детскости» вопросов этого квеста — использование при ориентации в пространстве подробной инструкции с опорой на стороны света и количество шагов. Если ребенок еще не знает, что метр — это примерно широкий шаг взрослого человека, то можно просто сказать ему об этом, и абстрактные «метры» тут же обретут легко представимую, осязаемую «телесность»:
«В одиннадцати метрах на восток от задней стены усыпальницы стоит невысокая колонна. Что это?
— Памятная колонна о победе России в войне 1812 года.
— Мемориальный обелиск на могиле князя Юсупова.
— Воздуховод».
По-моему, замечательный вопрос и замечательные варианты ответов! Аня и Макар сразу легко нашли ту самую колонну, и почти сразу нашли верный ответ, методом исключения. Если это памятник победе, почему он такой невзрачный, задумалась Аня. Значит, нет. И памятник не стали бы устанавливать сзади, как бы в тени. На могилу тоже не похоже. Колонна без креста и без надписей (у нас был до этого опыт хождения по старым, дореволюционным некрополям, и памятников дети тоже видели предостаточно, так что мысль их двигалась в верном направлении). В результате выбрали в качестве ответа «воздуховод» и ликовали в конце маршрута, когда мы присели на очередную лавочку, чтобы подсчитать очки, набранные за путешествие.
Отдельное спасибо автору за вопросы по дворцовому парку. Чтобы ответить на них, парк тоже надо было «прожить» на глаз и на ощупь, ныряя в зеленую арку-«берсо», сделанную из стриженой липы, удивляясь, как дерево может так изогнуться под человеческими руками и как это можно постричь липу то шаром, то прямоугольной стенкой, то конусом («Сколько разных “стрижек” лип ты насчитал?») И теперь Аня и Макар совершенно безошибочно отличают «стриженый» французский регулярный парк от «лесного» английского пейзажного парка (а я впервые узнала об этом на втором курсе университета на лекциях по истории искусства).
Всю необходимую информацию об усадьбе можно найти в небольшой брошюре, вложенной в картонный бокс с картами. Брошюра поделена на две части: «Читать ДО прогулки. Готовимся к путешествию» и «Читать ПОСЛЕ прогулки. Ответы и не только». В брошюре для детей оказалось вполне достаточно ярких, запоминающихся деталей истории и местной географии, так что ничего дополнительного читать и пересказывать мне не пришлось.
...и другие идеи
С тех пор мы зачастили в Архангельское. И дальше уже сами придумывали для себя познавательные задачки на местности. Как это можно сделать в домашних условиях?
Вариантов может быть несколько. Например, накануне путешествия можно зайти на сайт музея-усадьбы и совершить виртуальную экскурсию вместе с детьми, чтобы потом они с радостью узнавали знакомые здания и скульптуры. А заодно узнать часы работы, стоимость входных билетов и платной парковки. Чтобы было еще веселее, можно изготовить картонные таблички с названиями нескольких, самых крупных сооружений и бегать потом по парку, «подписывая» их.
Следующий шаг — узнать у самих детей (не забыв записать их предложения на отдельный лист), что им самим хотелось бы рассмотреть там подробно и чем заняться. Можно устроить в «берсо» бег наперегонки (у моих детей эта идея неизменно популярна), можно срисовывать или фотографировать все возможные варианты «стрижек» деревьев в регулярном парке, можно искать на отмостке вокруг дворца камни самой причудливой формы, считать и срисовывать окна дворца или узнать, сколько львов охраняют усадьбу. Или пройти всю Пушкинскую аллею, читая по памяти пушкинские строки — сколько их здесь уместится? Можно и прихватить томик Пушкина с собой, будет еще интереснее. Для рисующих детей здесь просто раздолье — можно копировать на пленэре вазы, античные головы или колонны. Для тех, кто уже всерьез увлечен стариной, можно предложить найти самые необычные старинные вещи в комнатах дворца и попытаться определить их назначение. И это всего лишь несколько интересных затей, которые мы с детьми придумывали в последующие выезды в Архангельское, полюбившееся им.
Такие самостоятельные путешествия мы очень любим, поскольку они позволяют нашей семье выстроить маршрут по-своему, исходя из потребностей и особенностей детей. Не надо ни за кем торопиться, напряженно вслушиваться, чтобы запомнить. Где захотели — остановились, рассмотрели, зарисовали, сфотографировали — не на бегу, а с множеством дублей, если надо. Взрослым остается роль второго плана — заинтересованного попутчика и кормильца на привале с обязательной раздачей яблок, бутербродов и минералки. Впрочем, многие родители с радостью и сами погрузятся в такое приключение.
Читайте также:
10 мест Подмосковья, которые не оставят вас равнодушными