Причастие — это каннибализм? – Православный журнал «Фома»
Причастие — это каннибализм?

Причастие — это каннибализм?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Вопрос читателя:

Здравствуйте, у меня проблема. Я жила в православной семье и причащалась с детства, даже не задумываясь. А сейчас, когда осознала в полной мере Таинство Евхаристии, мне не по себе. Сам факт вкушения крови и плоти Бога даже в виде хлеба и вина меня сильно пугает. И что мне отвечать тем, кто обвиняет христиан в каннибализме и поедании своего Бога? Я понимаю, это искушение и это от моих грехов. Но интернет весь пестрит подобными обвинениями христиан и поношением от сатанистов и язычников. Знаю, что это нельзя читать, но это могут прочитать мои друзья или дети. Поэтому мне нужно четко знать, что отвечать агностикам на эти обвинения.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте. Каннибализм — это ужасная вещь, поедание себе подобных, то есть таких же живых существ, как и ты сам. В Причастии мы приобщаемся Господу Богу, да, под видом Вина и Хлеба мы вкушаем Кровь и Тело Христовы. И согласитесь, что это не то же самое, что поедание человека, потому что это приобщение Богу таким вот материальным способом, когда мы становимся с Ним одним целым. Ведь и Церковь — это единый организм, все христиане являются Ее членами, буквально как члены одного тела, но Вы ведь понимаете и на опыте знаете, что речь не о том, что осуществляется эксперимент вроде тех, что делал Франкенштейн, объединяя чисто физиологически разные организмы в один, нет! Тут речь совсем о другом единстве, на других основаниях и в других изменениях. Также и Причастие — это вкушение Крови и Плоти, но особое, единичное, уникальное. Мы не едим Бога, Бог бесконечен, вездесущ, и съесть Его невозможно в принципе. А вот приобщиться к Нему через вкушение Крови и Плоти можно. И согласитесь, это не то же самое, что обычная человеческая плоть, потому что тело человека конечно, а Святые Дары освящаются заново на каждой литургии, так что это совсем особое дело.

О Причастии можете подробно посмотреть вот эти материалы:

Причастие: что это?
Причастие. Таинство Радости

В интернете написано много всего, я так понял, Вы знаете, что не надо это читать и читаете… И зачем? Не надо никому ничего отвечать или можете пересказать этот мой ответ, и все. Те, кто захочет быть с Богом, будут задавать и другие вопросы, и Вы сможете вести конструктивный разговор. А те, кому нужно будет просто поспорить с Вами, не выйдут из логики спора, как бы и что бы Вы им не говорили. Поэтому не тратьте время.

Храни Господь!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (19 голосов, средняя: 4,63 из 5)
    Загрузка...
    4 марта 2021
    Поделиться:

    • Дмитрий
      Дмитрий3 месяца назадОтветить

      Во первых плоть и кровь не Бога, а Сына Бога. Который сказал "Я-ЧЕЛОВЕК". Во вторых - это действительно берет начало с ритуального каннибализма. Поедая выдающегося человека ты приобретаешь свойства, умения, возможности этого человека. Но переработано - поедая плоть и кровь существа ты становишься этим существом сам. В этом и есть смысл причастия. Каждый из нас несет в себе частицу Бога, а во время причастия, мысленно отказываясь от лишнего ты сам становишься Богом, его частью, получая его возможности. Сродни уходу в нирвану, когда твоя часть, которое не тело и не душа, уходит в атман, который и есть ТВОРЕЦ. Индуисты считают Христа бодисатвой. Человеком, который достиг просветления, но вместо ухода в Нирвану остался на Земле Учителем.

      • Владимир Гурболиков
        Владимир Гурболиков3 месяца назадОтветить

        Дмитрий, в некоторых случаях путь аналогий категорически невозможен. Обвинение христиан, что они людей едят возникало из неприязни и желания в чем то обвинить Церковь. Сами гонимые христиане категорически (и совершенно обоснованно) отвергали подобное. Никакой связи с ритуальным каннибализмом тут не может быть: Вы же сами описали эту магическую мотивацию, ложную и неприемлемую для христианского сознания. Будто можно приобрести какие-то качества человека, которого зарезал и съел. Причастие ничего общего с такой "философией" не имеет. Без ясного сознания, что Христос не просто человек, а одновременно Бог причащаться вообще, пожалуй, категорически нельзя. Без памяти о распятии, смерти и Воскресении Христовом тоже. Аналогия с каннибализмом тут сродни часто возникающим рассуждениям о якобы происхождении Евангелий из мифами об умирающем и снова рождающемся боге. Хотя ничего общего с тем, о чём Церковь, о чём Евангелие, там нет. Есть в общем-то дурная бесконечность, отражающая цикличность, свойственную нашему миру, смену времён года и прочие чисто природные вещи. Христианство принципиально о другом.

    • Владимир
      Владимир5 месяцев назадОтветить

      Ответ поверхностный и только углубляет противоречие с логикой. Священники прямо сравнивают обряд с поеданием и усвоением пищи на других ресурсах. Как воцерквляющийся стою перед выбором, проходить ли обряд евстархии, вижу как бездумно в целях получения духовного и физического допинга делают другие прихожане и это заставляет задуматься. Мне нужно осознанное принятие основ, а не слепое следование отрицанию материализма, который поработил и обманул меня прежде. А здесь вижу такую же недосказанность со стороны священников как со стороны маркетологов в миру. Да мы символические канибалы, хорошо давайте это признаём тогда и раскроем эзотерическую суть этого действа, поскольку она именно такова и берет своё начало задолго до появления христианства! Это очень похоже на сделку со сверхъестественным существом и имя ему не Сущий, поскольку Творцу нет необходимости в этом, ведь Он всеобъемлет нас, но здесь и именно в этом таинстве проявляется иное свойство совершенно и действие описываемое прихожанами иное, не естественное. Не кроется ли в этом таящемся на самом виду семени вся суть учения, и не закладываем ли мы душу в этот момент, кому то иному..

    • Игорь
      Игорь10 месяцев назадОтветить

      Тема совершенно не раскрыта!
      Подобное объяснение может быть принято верующими, но людям не верующим или не ходящим в храм (что в общем то одно и тоже) будет абсолютно не понятно ни чего!
      Со стороны это выглядит так: Вы главное верьте! И мы верим! Но для мирского понимания или хотя бы для гностического это не выдерживает ни какой критики. Уж простите!

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь