Наркотики сводят в могилу 200 тысяч человек в год по всему миру. Большинство из них умирает от передозировки. Но, если посмотреть фильм Люка Бессона «Люси», который недавно стартовал в российском прокате, складывается впечатление, что передозировка наркотиков не только смертельно опасна, но и полезна. Можно умереть, а можно и сверхчеловеком стать.
Хорошие режиссеры знают, как угодить зрителю, а гениальные — создают своего зрителя сами. Французский режиссер Люк Бессон как никогда близок к гениальности. Далеко не самый лучший его фильм лидирует в мировом прокате, собрав своим создателям несколько сот миллионов долларов. Как это может быть? Может все дело в новом зрителе, который рождается при просмотре фильмов, подобных «Люси». Ему не нужно думать. Вообще.
Симпатичную блондинку пытается обмануть аферист, и через секунду показывают мышку, которая принюхивается к сыру в мышеловке. Девушка попала в логово наркомафии — вот вам документальные кадры охоты львов на беззащитную лань. Сюжет фильма, его идея, мотивации героев, их поступки почти не поддаются логическому объяснению. Так почему же его смотрят?
Новорожденный зритель вам ответит просто: «wow!». Не важно, что «Люси», как конструктор «Лего», собрана из хорошо известных киноцитат, важно, что все это склеено головокружительной фантазией режиссера и стремительным действием.
Пришел посмотреть кино, а попал на американские горки.
А вот теперь самое интересное. Когда летишь с криком «wow!» уже неважна ни идея фильма, ни то, что заботливые его творцы хотят вложить в твою бедную голову. Вы думали, что первый человек на Земле — Адам? Забудьте! Это был даже не мужчина, а умная обезьянка … Люси. Какой смысл жизни человека? Счастье? Творчество? Любовь? Нет, не угадали! Наша цель — передать информацию. Ну и главная фишка фильма: обычный человек использует лишь 10% своего мозга. Ничего что это давно развенчанный миф (это признает даже сам Люк Бессон), маститый ученый профессор Норманн (Морган Фримен) вам расскажет, а всемогущая красотка Люси (Скарлетт Йохансон) покажет, что это истинная правда.
Под действием огромной дозы новейшего наркотика Люси задействует 30, 60, а потом и все 100% своего мозга. И что же в результате? Она превращается во всеведущее, всемогущее, а потом и в вездесущее существо. Совершенно верно, она практически становится богом. Она неуязвима для пуль, стирает в порошок своих врагов, жалость и сострадание — это не про нее. В одном из эпизодов Люси врывается в операционную и, видя, что у больного нет шансов выжить запросто швыряет его на пол. Ну конечно, ей же медицинская помощь нужнее! Еще вчера Люси была хорошенькой студенткой, а теперь превратилась в безжалостного монстра. Это и неудивительно, ведь «знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8, 1). Но любовью в фильме и не пахнет. Даже в телефонном разговоре с мамой Люси демонстрирует свое превосходство: она не собирается просить совета или помощи, просто делится своими суперощущениями, хотя и говорит добрые слова. Несущемуся стремглав на американских горках зрителю некогда задуматься как это Люси, используя якобы на 100% свой человеческий потенциал, превратилась в чудовище. Чем ближе к финалу, тем меньше она похожа на человека. Ей все позволено…
Через полтора часа карусель останавливается, и зрители с легким головокружением покидают зал. Быстрее всех уходят те, кто пришел смотреть научную фантастику. Они и так еле досидели до титров. Ну а кому американские горки в кино понравились, пойдут на Люка Бессона еще. Полку всеядных зрителей прибавилось.
К счастью, Люси — не тот сверхчеловек, о котором писали Достоевский и Ницше. Здесь виноват не гордый ум, а дорогая химия. То есть, рецепт явно не настоящий. Ближе к истине подошли создатели недавнего фильма «Превосходство» режиссера Уолли Пфистера с Джонни Деппом в главной роли. Там человеческое сознание становится суперкомпьютером, эволюционирует, и тоже превращается во всемогущее божество. Но фильм получился откровенно скучным и невнятным. Интересно, что «Люси» и «Превосходство» связывает не только рецепт получения сверхчеловека, но и актер Морган Фримен, который в обоих фильмах играет крупного ученого. Почему именно он? Потому что ведущему телепрограмм канала Дискавери «Вопросы мироздания» и «Сквозь пространство и время» поверят быстрее.
Но, не смотря ни на что, фильм «Люси» делает свое благое дело — неплохо развлекает, не оставляя в душе зрителя после просмотра и следа от своих сумбурных философских посылов. Это всего лишь кино-аттракцион с примесью псевдонаучной фантастики. Не тот калибр у этого оружия, чтобы влиять на умы. Ну, и на том, спасибо.
Этот текст не является рекомендацией для просмотра фильма.