Иногда говорят, что Иисус предсказывал конец света при жизни Его поколения и явным образом ошибся. Так ли это?
В Евангелии от Матфея есть слова: «ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф 16:27, 28).
Выходит, они не сбылись — все эти люди умерли, прошло около 2000 лет, второго пришествия так и не было?
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы».
(здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ)Здесь нам понадобится разобраться в значении выражений «Сын Человеческий» и «Царство».
Мы привыкли, что «Сын Человеческий» — просто еще одно из имен Иисуса. Но для Его современников это было не так. «Сын Человеческий» был таинственной царственной фигурой, о которой в пророчестве Даниила сказано «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7:14). Да, люди ждали Его прихода, но для современников было не очевидно, что Сын Человеческий — это Иисус. Он постепенно открывает им эту истину. Даже Апостолы нуждались в том, чтобы кто-то удостоверил их в этом. Поэтому обещание, что некоторые «увидят Сына Человеческого» относится не к концу света и последнему суду, а к тому моменту, когда некоторые из апостолов увидят и удостоверятся, что Иисус — это и есть царственный Сын Человеческий.
О том, как это произошло, говорится буквально в следующих стихах, в начале 17 главы от Матфея: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф 17:1-5).
«Царство Божие» в Библии имеет значение «владычество Божие» — это реальность, имеющая несколько измерений. Во-первых, Царство — это уже присутствующая реальность владычества Бога для верующих в Него. Например, Господь говорит о Царстве, которое уже присутствовало в жизни ветхозаветного Израиля: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф 21:43).
Это Царство невидимо для внешних, но уже реально присутствует в мире среди верующих в Иисуса: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20,21).
Царство постепенно созревает в мире, подобно закваске (Мф 13:33), урожаю в поле (Мф 13:24), дереву, которое незаметно вырастет из зерна (Мф 13:31). Развитие Царства — длительный процесс, в ходе которого все успевают «задремать и уснуть», см. притчу о неразумных девах (Мф 25:5).
Таким образом, Царство Божие, уже установленное Иисусом, присутствует в мире как Церковь.
А процесс окончатеьного собирания этого Царства заканчивается в конце истории его явным торжеством, которое в Евангелии часто описывается как свадебный пир (например, Мф 22:2).
Свершается последний суд. Те, кто ее во время своей земной жизни захотели войти в Царство, навсегда водворяются в нем, те, кто отказался — навсегда остаются снаружи.
Таким образом, уже поколение апостолов встретило Сына Человеческого — то есть Иисуса, и присоединилось к Его Царству — то есть Церкви.
Но в 13 главе Евангелия от Марка — и в параллельных местах — Иисус предсказывает конец света при жизни поколения его слушателей — «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет» (Мк 13:30). Как понимать эти слова?
Эти слова относятся не к концу света, а к другому событию, которое уже произошло, и именно при жизни поколения Иисуса. Вернемся в контекст Евангельского повествования: «И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?» (Мк 13:1-4).
То есть Иисус отвечает на конкретный вопрос — когда совершится разрушение «великолепных зданий» Иерусалима. Это разрушение произошло в 70 году нашей эры, когда после неудачного восстания Иудеев против Рима Иерусалим был осажден, а потом разрушен. Великолепный храм, в котором до последнего момента совершались жертвоприношения, погиб в огне, и все, что от него осталось — это известная «стена плача» в Иерусалиме. Господь использует яркий, образный язык, характерный для ветхозаветных пророков, чтобы описать грядущее разрушение города.
Например, пророк Исайя, говоря о разрушении Вавилона, использует похожие образы: «Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим» (Ис 13:9,10).
То есть речь здесь идет не о конце света, а только о разрушении Иерусалима?
Нет, не только — для языка Библии характерно использование прообразов, тот или иной образ в Писании может иметь больше одного значения. Например, «денница, сын зари» (Ис 14:12) в прямом и буквальном смысле — царь Вавилонский. Но образ надменного языческого тирана, который восстал на Бога и обречен погибнуть, обозначает также и родоначальника гордыни, диавола. Разрушение Иерусалима — катастрофа, весь ужас которой нам теперь невозможно представить — означало прекращение существования старого, ветхозаветного мира, и, в этом отношении, является прообразом конца мира в целом.
Что же мы знаем о времени конца света?
В Евангелии от Матфея мы можем прочитать следующие слова Христа в ответ на этот вопрос:
«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф 24:36).
Читайте также:
Чем страшен Страшный Суд?
Как читать Апокалипсис? Слайды
Тихий Апокалипсис
И другие публикации «Фомы» о конце света и тексте Апокалипсиса