Александр ДВОРКИН, доктор философских наук, кандидат богословия, руководитель информационно-консультативного центра имени святого Иринея Лионского комментирует статью Апокалипсис сегодня.

 

Объявления о дате конца света не соответствуют не только православной традиции, они не соответствуют Библии. Христос говорил, что «о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк.13:32). Из сект, вошедших в истеблишмент, этим более всего прославились «Адвентисты седьмого дня», которые, собственно и начали эту «предсказательную эпидемию» в первой половине XIX в. И стоило только начать... Из современных тоталитарных сект больше всего любят объявлять даты конца света «Свидетели Иеговы», «Богородничный Центр», виссарионовцы, мормоны, некоторые течения внутри рерихианцев, «Церковь универсальная и торжествующая» и пр. На самом деле само это объявление уже уводит все эти группы и их последователей из рамок христианства, потому что они выказывают поразительное недоверие словам Христа.

С человеческой точки зрения такое желание в чем-то понятно: людям всегда очень хочется точно узнать свое будущее. Это стремление «заглянуть за грань» – наверное, одна из характерных черт падшего человеческого сознания. Но оно противоречит всей логике христианства: даты не знает никто, и поэтому нужно жить так, чтобы быть всегда готовым к встрече с Христом и стремиться к ней. Вспомним, что христиане каждый день молятся о наступлении конца света. В словах самой распространенной молитвы «Отче наш» есть такая строчка: «Да приидет Царствие Твое». Это призыв Богу поскорее прийти. Это призыв к Нему, чтобы он ускорил те события, о которых символическим языком написано в Апокалипсисе.

Что касается самой этой книги, то в ней не приводится ни одной даты. Поэтому говорить об ее исторической несостоятельности по меньшей мере странно. Это книга символов. Она рассказывает о конце света прикровенным, образным языком. Точно так же, языком образов, Библия говорит и о сотворении мира. Это не значит, что библейская картина возникновения мира противоречит науке. Библия – это не учебник физики, химии или биологии. В ней сказано самое главное – мир сотворен Богом. Он является Источником всего живущего. Библия – это и не учебник истории, не книга гаданий и предсказаний, а также не пособие по футурологии. Там говорится о главном, о том, что история придет к своему концу, и этот финал будет сопровождаться 3,5-летним правлением на земле Антихриста, который объединит все государства, станет всемирным правителем, объявит себя богом и откроет период жестоких гонений на тех, кто останется верен Христу. В итоге мировая история завершится непосредственным вмешательством Бога.

В 24 главе Евангелия от Матфея есть очень важные слова Иисуса Христа. Конец придет только тогда, когда Евангелие будет проповедано по всей земле, все народам (см.: Мф. 24:14). Это означает, что пока на земле есть люди, которые готовы услышать Евангелие и принять его, но еще не имеют такой реальной возможности, второго пришествия не будет. Более того, Сам Бог может менять Свои пророчества, потому что Бог Библии – это не безликая Судьба или неумолимый фатум, а Живой, Личный Бог. В Священном Писании есть книга пророка Ионы. В VIII веке до Р. Х. Господь послал пророка в город Ниневию сказать его жителям, что если те не покаются в грехах, то город будет уничтожен. Ниневитяне покаялись, и пророчество не исполнилось, то есть воля Божья была изменена. Переносясь в нашу эпоху, можно предположить то же самое: возможно, Бог отодвигает конец света ради тех людей, которые еще могут услышать Евангелие и обратиться ко Христу.

Бог удерживает действие зла в нашем мире, но в какой-то момент пред концом света Он престает это делать, и зло обрушивается на человечество, чтобы хотя бы в последний момент люди испытали потребность в покаянии. В этот момент страдания христиан играют особую роль: они кладут души свои за ближних.

Почему современное человечество видит в Апокалипсисе только катастрофы и не замечает самого главного – встречи со Христом? Я думаю, эта встреча выходит за рамки интересов нашей цивилизации. Поскольку она стремится жить автономно от Бога, то от Апокалипсиса остается какая-то страшилка различных грядущих катастроф. Это видно, например, в современной кинематографической культуре. Кстати, интересно, что конец света там всегда удается остановить человеческими силами, неким геройским поступком. А это, по существу, антихристово прочтение Апокалипсиса, из которого убран Бог.

 

Фото Alice Popkorn

 

Еще комментарии: 

Антон Небольсин, преподаватель кафедры Священного Писания Нового Завета Православного Свято-Тихоновского Богословского института, автор и ведущий спецкурса по теме «Апокалипсис»
Час «икс» нам неподвластен

Виктор ТРОСТНИКОВ, кандидата философских наук
Конец света как отмена материи

 

0
0
Сохранить
Поделиться: