Заканчивается Успенский пост. Пост строгий. Он приурочен к переходу Пресвятой Богородицы из жизни земной в жизнь вечную, блаженную. Это событие для нас важно, необходимо и спасительно. Спасительно потому, что в празднике Успения мы видим не только разлучение Пресвятой Богородицы с миром, но и осуществление той надежды, которую имеет каждый христианин и, наверное, подспудно ощущает вообще каждый человек – надежда на лучшую, более светлую, более добрую жизнь.
Это ощущение и надежда нам подаются именно в том, что Спаситель Сам приходит взять душу Пресвятой Богородицы. Это ощущение надежды на жизнь вечную мы получаем и в примере с апостолом Фомой. Ведь когда, опоздавший к погребению Богородицы, апостол Фома приходит и просит, умоляет показать хотя бы гроб Божией Матери, его ведут ко гробу, отваливают камень и все видят, что этот гроб пуст, что Пресвятая Дева вознесена на небо вместе со Своим телом. Все это подает нам ту радость, то упование, что и мы, если будем проводить жизнь такую же добродетельную, какую проводила и Пресвятая Дева, скромную, какую проводила Она, получим шанс на спасение.
Мы нигде не видим в Новом Завете каких-либо больших и пышных описаний Ее добродетелей, других поступков, наверное, Пресвятая Дева Сама удаляет из Священного Писания все такие моменты, считая, что это нескромно и не нужно. Однако для нас это тоже назидательно, потому что скромность Ее – это именно та добродетель, которая дает возможность и нам, не прилагая даже больших усилий, каких-либо подвигов, стяжать внимание и милость у Господа.
Апостол Павел в одном из своих посланий говорит о тех плодах Духа Святаго, которые человек должен вырастить в себе, как на дереве. Эти плоды – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Приобретая эти добродетели, которые были и у Пресвятой Девы, человек сподобляется прямого общения с Господом, вплоть до того, что Господь приходит, берет его и вводит в Свои царские чертоги.
Праздник Успения – это праздник не прощания, а, наоборот, праздник встречи со Спасителем, Который любит каждого человека. Если человек приобретает эти добродетели, то Господь вводит его в Свое Царствие и делает сонаследником той радости, к которой человек и был предназначен от начала его сотворения в этом мире.
Иллюстрация: Успение Пресвятой Богородицы. Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
Монастырь Дионисиат, Афон (Греция)