Православные наносят ответный удар

Помните, в песне «Катманду» у группы «Крематорий»: «Для нас любовь — и Библия, и пища, но можем дать и по лицу…»? Эти строчки приходят на ум, когда слышишь один из частых упреков в адрес Церкви сегодня: «Эти современные православные с кулаками идут на тех, кто про них хоть слово скажет. Разве к этому призывал Христос? Разве пошел бы он с кулаками на фарисеев?»

Почитаешь новости — «православный активист ударил женщину», «молодые православные призвали объединяться в народные дружины» — и думаешь, что упрек, в сущности, справедливый. В центре христианства — не догмы и правила, а сама личность Спасителя. Наиболее рельефно это выразил, как известно, Федор Михайлович Достоевский: христианин — это тот, кто в любой ситуации рассуждает: «А как бы на моем месте сейчас поступил Христос?»

Пошел бы Христос на фарисеев с кулаками? Встал бы во главе православной дружины? Призвал бы к этому своих учеников? Не знаю… Я не богослов и не священник и не стану давать категоричных толкований. Для себя лично я считаю: не пошел бы, не встал бы, не призвал бы. Поэтому агрессивная защита веры — не мой христианский выбор. Хотя тут же готов сам себе возразить: но ведь Христос выгнал торговцев из храма. Тоже ведь решительное прямое действие, направленное на окружающих, да? Тут уже открывается широкая дискуссия о методах и способах защиты веры. Дискуссию закрываю. Я сейчас совсем не о методах и способах, а о нашем отношении к людям, которые эти методы и способы для себя выбирают.

В упреке об агрессивности православных мне все время слышится подтекст (а иногда, вероятно, и прямой текст): мол, православные сегодня уже не те, с кулаками веру защищают, доброго и мирного Христа совсем забыли. А ведь было время, когда… Когда что, простите? Когда Христос ежесекундно и без остатка заполнял сердце каждого «рядового» христианина? Когда христианин поступал так, как на его месте поступил бы Христос, во всех без исключения жизненных ситуациях? Когда христиане вообще не ошибались?

Но ведь самый настоящий из всех настоящих христиан — апостол Петр — и тот однажды поступил не так, как его учил Христос. Мы читаем об это в Евангелие. Когда люди «с мечами и кольями» пришли в Гефсиманский сад схватить Спасителя,  апостол Петр выхватил меч и отсек одному из рабов правое ухо. Тоже ведь агрессивная, воинственная защита веры. Но Христос не похвалил Петра и сказал: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26:52-53) А после этого Христос и вовсе исцелил того, кого Петр покалечил.

Если так повел себя величайший из апостолов и основатель Церкви, то можем ли мы говорить, что была хоть однажды в истории Церкви эпоха, когда христианин не сталкивался бы с искушением поступить не по-христиански? Это ведь по-человечески так просто — спутать свои «благочестивые» амбиции и подлинное следование за Христом. К сожалению.

В христианстве главное — личность Христа, как в организме главное — кровь. Но раз есть кровь — бывают и вирусы. И раз самое главное для христианина — поступать как Христос, значит, человек в принципе склонен поступать не так. Иначе это не было бы самым главным. Тут не вопрос Православия в 2012 году, тут вопрос христианства и Церкви вообще. Но не болеет только то, что мертво. Раз болит, значит, организм — живой. 

0
0
Сохранить
Поделиться: