Зачастую жители России даже не задумываются о том, насколько иным может быть служение православного пастыря в других точках мира. Чтобы немного приблизиться к той специфике, к тому кругу проблем, которыми живут православные священники в других странах, мы решили узнать у них, о чем в этот праздник Рождества Христова им особенно хочется помолиться, поговорить со своими прихожанами, и что их волнует в связи с особенностями того места, где они живут и служат. Об этом наша рубрика – О чем молятся на Рождество в мире.
Протоиерей Алексей Ястребов, настоятель прихода св. Жен-Мироносиц в Венеции, Италия
Первое, что волнует и задевает меня больше всего — это критическая ситуация, связанная с отсутствием в Венеции своего храма. И ситуация эта из года в год становится все более нетерпимой. Если в начале служения было понятно, что надо ждать, что все не так просто, то безысходность, которая со временем накапливается, все больше и больше выходит на поверхность. И главным образом проявляется здесь момент равнодушия среди единоверцев.
Венеция имеет колоссальную православную традицию. И грустно, когда столько наших людей приезжает сюда покланяться мощам святого апостола Марка, мощам святителя Николая Чудотворца, великомученика Федора Стратилата, святителя Иоанна Милостивого… Но никто не обращает внимание на то, что православного храма здесь нет. Нашей общине во временное пользование предоставлен храм Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, однако, несмотря на многочисленные просьбы прихожан, он не передан в аренду и не может быть обустроен в соответствии с православной традицией, поэтому мы вынуждены искать иные решения — и нам в этом вопросе нужна серьезная помощь.
Я считаю, что совестно не иметь храма в городе с такой православной историей и с таким количеством паломников, в том числе, из России. При том мы видим, как процветают приходы в таких местах как Бари, Рим — и это замечательно, слава Богу! Но мне искренне обидно, что Венеция — центр сосредоточения огромного числа православных святынь — оказывается, не особенно кому-то и нужна (подробнее о святынях Венеции в статье отца Алексея Ястребова "Сначала венецианцы, потом - христиане" - Прим. ред). Для меня такая теплохладность неприемлема.
Об этом я, конечно, буду говорить не в сам Праздник Рождества, а 31 декабря на нашем ежегодном приходском собрании. Но тем не менее, проповедь моя в Светлое Рождество Христово будет обращена против человеческой успокоенности и равнодушия.
Искренне хочу сказать, что для меня вопрос храмового помещения — это вопрос номер один на повестке дня. Все остальное — богословские, исторические труды — все это все делается параллельно. Пастырская работа, наша первостепенная задача — разумеется, совершается ежедневно. Но пока не решится вопрос с храмом, он всегда будет жечь.
Конечно, в Праздник Рождества Христова я хочу с особым усилием помолиться о своих прихожанах. Среди них нет никаких баронесс или графинь, как это может представиться, и на фоне венецианского кладбища с фамилиями графинь Трубецких или Апраксиных наш приход выглядит довольно прозаично. Состоит он в большинстве своем — из женщин из стран бывшего СССР, которые приехали в Италию работать, в основном, сиделками. Советские люди, многие с образованием и даже занимавшие достаточно высокие должности при прежнем строе, оказались не приспособлены к новым условиям жизни и должны выполнять здесь вот такую работу. И их здесь и воспринимают как сиделок — дети, их родители, старики — а бедные женщины вынуждены терпеть их капризы, их отношение свысока, а нередко и оскорбления. Это ранит, это очень тяжело морально. Поэтому в нашем приходе эти женщины оказываются с очень серьезным ощущением униженности. Но ты смотришь на них и учишься у них смирению. Они сами этому научаются и учат тебя. А уж снобизм, заносчивость, горделивость других людей после общения с нашими прихожанками, после этой искренности, простоты, становятся так резко видны и так неприятны! Поэтому помолиться хочется о том, чтобы вера наших прихожанок крепчала, и чтобы Господь не лишал их Своей беспредельной милости.
Конечно, буду молиться и о возрастании нашего прихода, и о прибавлении в нем местных жителей. Большинство итальянцев оказываются в Православной Церкви через своих жен — наших прихожанок. Но не только: есть и те, кто присоединился по личным убеждениям, проделав довольно длинный личный путь и выбрав Православие. Итальянцев, постоянно посещающих богослужения, несколько человек, периодически приходящих и причащающихся — порядка десяти. Мы рады, что здесь, в Венеции, мы являемся свидетелями универсальности Православия — потому что нередко видим в нашем храме православных людей и из Великобритании, и из Швейцарии, и из Соединенных штатов и т.д., которые приезжают сюда как туристы или паломники, и обязательно приходят на богослужение, чтобы помолиться и причаститься.