Вопрос читателя: 

Правда ли, что все люди, которые умерли до рождения Христа, находятся в аду?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Можно убираться на кладбище в пятницу на Страстной?

Христос воскресе! Почти. Не "находятся" - а находились, и не до рождения Христа, а до Его сошествия во ад. Дело в том, что, когда Адам и Ева согрешили, человеческая природа колоссальным образом преобразилась и они не могли больше пребывать с Богом в том общении, в котором были раньше. Можно привести аналогию: когда Вы кого-то обманите или нарушите запрет, например, наверняка так было в детстве с родителями, то потом стыдно показаться им на глаза и очень трудно общаться так же, как раньше. Особенно когда это случилось впервые. Вот то же самое было с Адамом и Евой, только во много раз сильнее. Они покинули рай, были изгнаны, но мы понимаем, что вряд ли человек мог бы находиться в раю и жить так же безмятежно, как и до того, как совершилось грехопадение. Соответственно, потом долгое-долгое время каждый человек вслед за Адамом не имел возможности быть в райском общении с Богом. Понадобилось много времени, прежде чем родился человек, который смог вместить Бога и через котором смогла произойти Его рождение в мир - это дева Мария. Когда Христос прожил земную жизнь, Он претерпел смерть, поскольку был человек (и одновременно Бог), но смерть не смога удержать Его: ведь он бессмертен. И более того: прожив человеческую жизнь так, как должно было ее проживать человеку - не греша - Он тем самым обожил человеческую плоть, тело, и через это дал каждому человеку возможность достигать обожения, а после смерти - восходить на небо, к Богу, при условии, что человек к этому стремился. У нас есть специальный ответ на вопрос зачем Христос спускался в ад для проповеди?

Говоря юридическим языком, Он создал прецедент, который был намного сильнее и весомее, чем прецедент Адама. И сразу же, сошед во ад, а затем воскресную, Он вывел за собой из ада тех, кто там был. Так что они уже не находятся в аду. А главное - у нас есть теперь возможность также быть с Богом после смерти, если мы к этому стремимся. Об этом говорится, например, в Огласительном слове святителя Иоанна Златоуста во святую Пасху по этой ссылки есть много материалов о Пасхе):

"Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть.

Угаси ю, Иже от нея держимый.

Плени ада, Сошедый во ад.

Огорчи ада, вкусивша плоти его.

И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле.

Огорчися, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть.

Огорчися, ибо умертвися.

Огорчися, ибо низложися.

Огорчися, ибо связася.

Прият тело, и Богу приразися.

Прият землю и срете небо.

Прият, еже видяше, и впаде во еже не видяше.

Где твое, смерте, жало?

Где твоя, аде, победа?

Воскресе Христос, и ты низверглся еси.

Воскресе Христос, и падоша демони.

Воскресе Христос, и радуются Ангели.

Воскресе Христос, и жизнь жительствует.

Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе.

Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть.

Тому слава и держава во веки веков. Аминь".

И именно об этом - о том, о чем Вы спрашиваете - и есть праздник Пасхи: Господь воскрес, а затем вознесся на небо, и открыл каждому человеку дорогу вверх. Рай и ад - это теперь вопрос выбора самого человека. И дай Бог, чтобы у каждого из нас этот выбор был сделан правильно!

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

 

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: