Нет, неправда. Конечно, съездить можно — канонических правил, запрещающих это, нет. Но такая поездка не будет иметь никакого отношения к традициям Православной Церкви.
Обычай посещать кладбище на Пасху с давних пор был распространен в сельской народной среде. Это одно из суеверий, корни которых уходят в далекую языческую древность. Этнограф С. Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» (1903) упоминает, что после освящения куличей каждый домохозяин прежде всего шел на погост, христосовался с усопшими родителями и оставлял им кусок творога и кулича.
Когда в ранний советский период началась активная миграция людей из деревни в город, обычай посещать кладбище на Пасху распространился повсеместно. Помимо вполне естественной интеграции этого сельского обычая в городскую жизнь, тому способствовала и религиозная политика советского государства. На бумаге оно было не атеистическим, а светским и формально признавало права верующих отмечать праздники, если это не противоречило общественному порядку. Однако вместе с тем Коммунистическая партия ставила одной из своих целей «борьбу с религиозными предрассудками». За участие в пасхальном богослужении мог последовать, например, выговор в школе, а также затруднения в карьере, особенно если она была связана с продвижением по партийной линии. Аресты духовенства и ликвидация приходов шли гораздо быстрее, чем оскудевала вера в народе.
Поэтому постепенно люди стали в день Пасхи посещать могилы своих родных не вместе с посещением храма, а вместо этого. Тем более что традиционно в России кладбище было расположено неподалеку от церкви. Верующие горожане, лишенные возможности посещать храм, все же, как могли, отмечали отнятый у них церковный праздник. Конечно, этот вариант празднования Пасхи государство тоже не одобряло, но и не преследовало, относя его к народным обычаям.
Отношение советского государства к Церкви претерпевало изменения. Во время Великой Отечественной войны стали открываться храмы, часть иерархов и духовенства вернули из ссылок и лагерей, было восстановлено патриаршество. Когда прошел период усиления репрессий в 1958–1964 годах, при Хрущеве, отношение к Церкви стало более спокойным, а неприятности в связи с посещением храма могли возникнуть в основном у комсомольцев или членов партии. Однако из бывших до революции 54 тыс. храмов действующими было около 7 тыс., так что многим волей-неволей приходилось продолжать праздновать Христово Воскресение на кладбище. Священноисповедник Афанасий (Сахаров; †1962) рассказывал, что на Пасху верующие люди могли приглашать на кладбище даже священника, и ради благочестия наставлял в эти дни на кладбище петь больше пасхальных песнопений, оставляя как можно меньше заупокойных.
В конце восьмидесятых годов прошлого века Церковь получила наконец полную свободу, сотнями стали открываться храмы. Посещать на Пасху церковь теперь можно было без всяких опасений. Но обычай поминать близких на кладбище сохранился, и люди по-прежнему продолжали в пасхальный день ходить мимо храма на родные могилки. И сегодня, хотя Церковь призывает своих чад встретить светлый праздник участием в богослужении, кто-то по-прежнему вместо этого или в лучшем случае в дополнение к этому устремляется на кладбище.
Православная церковная традиция не предусматривает посещения кладбища на Пасху. Даже отпевание усопшего на Пасху и в дни Светлой седмицы совершается по особому пасхальному чину, где обычные заупокойные тексты сведены к минимуму. «Подобает знать, — говорится на этот счет в православном ТребникеТребник — книга, в которой содержатся тексты так называемых «треб» — частных богослужений, совершаемых священником по просьбе людей в особых случаях жизни, — что, если кто скончается на святую Пасху или в какой-либо из дней Светлой седмицы до Недели апостола Фомы, поется лишь немногое из обычного пения об усопших ради величия и чести радостного праздника Воскресения: ибо это праздник веселия и радости, а не сетования. И воскресным пением над усопшим Церковь возвещает, что все, умирающие во Христе воскресшем, имея надежду на воскресение и жизнь вечную, благодаря Христову воскресению переселяются от печали мира сего к веселию и радости».
Первое обычное поминовение усопших совершается только во вторник второй седмицы после Пасхи. Именно в этот день — он называется Радоница — по церковной традиции верующие посещают кладбище. Те, кто не может навестить своих усопших близких именно на Радоницу, например, из-за рабочего графика, могут сделать это позже, в любой удобный день.