Вопрос читателя:

Здравствуйте!

Примерно год назад пришёл к вере в Бога, но я с каждым днём всё больше убеждаюсь, что вера в Бога мало чего мне проясняет в моей жизни. Насколько я понимаю, Бог — это что-то вроде метаонтологической категории, поскольку, если мы говорим, что Он «есть», то мы тем самым создаём Ему противоположность в виде того, что «не есть», а это какой-то дуализм получается. А разрешить это можно только сказав, что Его природа лежит вне этой категории. А коль это так, то это делает абсолютно невозможным Его познание при помощи разума, потому что, говоря о Боге, мы будем нарушать все законы логики (мы не можем определить предмет нашего разговора, потому что Он метапредметен, мы не можем о Нём сказать ни что Он есть, ни что Он не есть, то есть мы не можем даже форму высказывания создать).

То есть правильнее всего о Боге вообще ничего не говорить. А если мы будем что-то о Нём говорить (особенно привлекая во внимание Его всемогущество), то придём к нелепым заключениям. Например, на знаменитый вопрос о камне мы должны ответить так: «Он одновременно может и не может его поднять». Это же мы можем перенести на этические и любые другие вопросы. И ответы везде будут однотипными. Это я к тому, что из постулата о всемогуществе следует ценностный релятивизм.

И вот вопрос. На каком основании мы можем считать, что воля Бога может выражаться в конкретных заповедях (не убей, не укради и т.д.), если на самом деле Ему угодны (и неугодны одновременно) любые наши действия?

Игорь

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Игорь!

Логическая ошибка Ваших рассуждений заключается в том, что верно описанную апофатическую суть Бога по отношению к нашему разуму Вы переносите на Самого Бога. Наша неспособность понять нечто не означает того, что этого нечто не существует. Вся история науки служит доказательством этого простого постулата. Человеческого разума — вот тут Вы правы — и правда недостаточно для того, чтобы познать Бога, но никто никогда и не говорил о том, что путь к познанию Бога именно рациональный. На протяжении всей истории христианской Церкви речь шла о том, что способ познания Бога лежит в пространстве человеческого опыта, а сам этот опыт — не логические рассуждения и выкладки, а живое общение с Богом, вся же наша аскетика — это описание способов, которые позволяют человека подготовить себя к тому, чтобы воспринять присутствие Божие в своей жизни и в каждом конкретном диалоге с Ним.

Вы же на основании собственных рассуждений пытаетесь сделать вывод о том, что «на самом деле» Ему угодно или неугодно. Чтобы не ставить человека в ситуацию необходимости познания априори непознаваемого, Сам Господь дал человечеству откровение о Себе, которое мы называем сверхъестественным. То есть Священное Писание. Самое простое доказательство богодухновенности смысла Библии — высота и трудность для человека заповедей Божиих.

А что касается воли Божией, то в заповедях она как раз и выражена, и заповеди — это не что иное, как своего рода «инструкция» о том, каким именно образом подобает жить человеку. Нарушение заповедей — это творение того, что противно, противоположно человеческой природе, вредно ей. И что подобает делать и что не подобает, выражено достаточно определенно.

До некоторой степени снисходя к немощи человеческого разума и открывая нам то, что полезно для предстоящей вечности, Господь стремится к тому, чтобы мы могли приблизиться к Нему с помощью другого когнитивного механизма — веры, а точнее, личного доверия Богу. Не раз в Евангелии Господь призывает верить тех, кто нуждается в чуде, и называет именно веру условием исцеления.

В том, что вера есть инструмент познания, можно убедиться достаточно просто. Именно верой, интуитивно мы познаем мир, когда садимся в лифт без доскональной проверки его исправности или доверяем водителю маршрутки довезти нас до следующей остановки, не спрашивая его медицинских документов. В интернете немало подробных материалов о вере и знании. От работы профессора Несмелова начала прошлого века до современного исследования Аркадия Малера.

Желаю нам с Вами освоить веру, как единственный действенный способ познания Бога. И, так как Вы сейчас в самом начале духовного пути, желаю также найти хорошего духовного руководителя и действовать на практике.

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: