Правда ли Бога нельзя познать разумом и Его воля не может выражаться в заповедях? - Православный журнал «Фома»
Правда ли Бога нельзя познать разумом и Его воля не может выражаться в заповедях?
Photo by Bret Kavanaugh on Unsplash

Правда ли Бога нельзя познать разумом и Его воля не может выражаться в заповедях?

3 мин.
iframe
Код скопирован

Вопрос читателя:

Здравствуйте!

Примерно год назад пришёл к вере в Бога, но я с каждым днём всё больше убеждаюсь, что вера в Бога мало чего мне проясняет в моей жизни. Насколько я понимаю, Бог — это что-то вроде метаонтологической категории, поскольку, если мы говорим, что Он «есть», то мы тем самым создаём Ему противоположность в виде того, что «не есть», а это какой-то дуализм получается. А разрешить это можно только сказав, что Его природа лежит вне этой категории. А коль это так, то это делает абсолютно невозможным Его познание при помощи разума, потому что, говоря о Боге, мы будем нарушать все законы логики (мы не можем определить предмет нашего разговора, потому что Он метапредметен, мы не можем о Нём сказать ни что Он есть, ни что Он не есть, то есть мы не можем даже форму высказывания создать).

То есть правильнее всего о Боге вообще ничего не говорить. А если мы будем что-то о Нём говорить (особенно привлекая во внимание Его всемогущество), то придём к нелепым заключениям. Например, на знаменитый вопрос о камне мы должны ответить так: «Он одновременно может и не может его поднять». Это же мы можем перенести на этические и любые другие вопросы. И ответы везде будут однотипными. Это я к тому, что из постулата о всемогуществе следует ценностный релятивизм.

И вот вопрос. На каком основании мы можем считать, что воля Бога может выражаться в конкретных заповедях (не убей, не укради и т.д.), если на самом деле Ему угодны (и неугодны одновременно) любые наши действия?

Игорь

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Игорь!

Логическая ошибка Ваших рассуждений заключается в том, что верно описанную апофатическую суть Бога по отношению к нашему разуму Вы переносите на Самого Бога. Наша неспособность понять нечто не означает того, что этого нечто не существует. Вся история науки служит доказательством этого простого постулата. Человеческого разума — вот тут Вы правы — и правда недостаточно для того, чтобы познать Бога, но никто никогда и не говорил о том, что путь к познанию Бога именно рациональный. На протяжении всей истории христианской Церкви речь шла о том, что способ познания Бога лежит в пространстве человеческого опыта, а сам этот опыт — не логические рассуждения и выкладки, а живое общение с Богом, вся же наша аскетика — это описание способов, которые позволяют человека подготовить себя к тому, чтобы воспринять присутствие Божие в своей жизни и в каждом конкретном диалоге с Ним.

Вы же на основании собственных рассуждений пытаетесь сделать вывод о том, что «на самом деле» Ему угодно или неугодно. Чтобы не ставить человека в ситуацию необходимости познания априори непознаваемого, Сам Господь дал человечеству откровение о Себе, которое мы называем сверхъестественным. То есть Священное Писание. Самое простое доказательство богодухновенности смысла Библии — высота и трудность для человека заповедей Божиих.

А что касается воли Божией, то в заповедях она как раз и выражена, и заповеди — это не что иное, как своего рода «инструкция» о том, каким именно образом подобает жить человеку. Нарушение заповедей — это творение того, что противно, противоположно человеческой природе, вредно ей. И что подобает делать и что не подобает, выражено достаточно определенно.

До некоторой степени снисходя к немощи человеческого разума и открывая нам то, что полезно для предстоящей вечности, Господь стремится к тому, чтобы мы могли приблизиться к Нему с помощью другого когнитивного механизма — веры, а точнее, личного доверия Богу. Не раз в Евангелии Господь призывает верить тех, кто нуждается в чуде, и называет именно веру условием исцеления.

В том, что вера есть инструмент познания, можно убедиться достаточно просто. Именно верой, интуитивно мы познаем мир, когда садимся в лифт без доскональной проверки его исправности или доверяем водителю маршрутки довезти нас до следующей остановки, не спрашивая его медицинских документов. В интернете немало подробных материалов о вере и знании. От работы профессора Несмелова начала прошлого века до современного исследования Аркадия Малера.

Желаю нам с Вами освоить веру, как единственный действенный способ познания Бога. И, так как Вы сейчас в самом начале духовного пути, желаю также найти хорошего духовного руководителя и действовать на практике.

С Богом!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 голосов, средняя: 5,00 из 5)
    Загрузка...
    19 апреля 2023
    Поделиться:

      Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь