Познер встретился со священником на «Спасе»: коротко рассказываем, о чем они говорили

В программе «Не верю» на «Спасе» Владимир Познер, называющий себя атеистом, побеседовал со священником Максимом Козловым. Мы выбрали самые интересные моменты разговора. Кстати, через неделю выйдет вторая часть беседы.

Владимир Познер: Я не получал убедительные ответы на вопросы о Боге

Я крещен в католической вере, да не где-нибудь, а в Соборе Парижской Богоматери. В принципе, мои родители, которые были неверующими, не то что активными, но просто неверующими, никак на меня не влияли, не внушали мне ничего. (…) Может быть <в формировании моего мировоззрения сыграло роль> то, что я был склонен к науке, очень сильно увлекся биологией, был студентом биофака МГУ, стал довольно серьезно интересоваться, кто мы такие и как устроены. Постепенно пришел к выводу, что то учение, которое называется религией, лично меня не то, что не убеждает, а вызывает бесконечное количество вопросов. И каждый раз, когда я их задавал, и когда мне не могли объяснить, то говорили: ну, понимаете, неисповедимы пути Господни и т.д.

 

Протоиерей Максим Козлов: Я не соглашусь, что только жизнь избранных людей имеет смысл

Прот. М.К.: Как лично Вы отвечаете для себя на вопрос: если жизнь кончается земным существованием, какой в ней смысл?

В.П.: Я Вам скажу, какой смысл, как я его понимаю. Как это для меня. Я родил на свете – вместе со своей женой, конечно, – детей. Замечательных детей. Моя дочь – композитор и пианист, которая приносит радость очень многим людям. Сын мой – толковый журналист. Я считаю, что я за свою довольно длительную жизнь, многим помог, кое-что сделал важное. И вот в этом смысл жизни – чтобы воспитывать своих детей, чтобы найти себя и осуществить себя. Очень трудно понять, для чего ты родился. К сожалению, образование не только у нас, а вообще не очень помогает человеку понять: а где мой талант, в чем я могу выразить себя? Может быть, в том, что ты блестящий водитель троллейбуса, и это тоже совсем не плохо. Но просто очень многие не знают, для чего вообще они работают. Они не любят эту работу, мечтают, чтобы уйти на пенсию. Бессмысленная жизнь у многих.

Так что я очень хорошо понимаю смысл моей жизни. Я понимаю смысл жизни Александра Сергеевича Пушкина, который оставил нам то, что наши прадеды и деды читали, то, что мы читаем, и наши дети будут читать. Он стал бессмертным в том, что нам оставил. И Шекспир точно так же, и разные ученые, которые делали потрясающие открытия, которыми мы пользуемся сегодня, например, не болеем бешенством благодаря Пастеру и т.д. В этом смысл жизни.

Прот. М.К.: Благодарю Вас за этот ответ, потому что я бы для себя такого ответа дать не смог. Наверное, и поэтому тоже я православный христианин и верующий человек. (…) Если выйти за наше личное существование, помимо людей, выдающихся и много сделавших – помимо Пушкина, Пастера, Менделеева и далее – есть люди совершенно невыдающиеся, рядовые: водитель троллейбуса, простой рабочий. Он может быть прекрасным человеком, безусловно. В конце концов, есть люди, земная жизнь которых неудачна, несчастна и, как кажется, трагична и тупикова.

В.П.: Их немало.

Прот. М.К.: Их немало, может быть, их большинство. И для меня только вера в то, что и такого человека встречает Христос, что нет слезы здесь, которая была бы пролита и не была бы не отерта Христом в вечности, – если этого нет, то жизнь для меня смысла не обретает.

 

Владимир Познер: Зачем верующие так за меня переживают?

В.П.: Довольно часто я получаю письма от людей, которые пытаются наставить меня на путь истинный, чтобы я не горел в аду и т.д. Но они за меня переживают, что очень трогательно…

Прот. М. К.: Мое глубочайшее убеждение <состоит в том>, что всякая попытка насилия в области веры или религиозного мировоззрения обращается только в рост убежденности твоего оппонента в своем мировоззрении. Сколько бы мы ни приводили примеров, что когда-то это принесло результат, по крайней мере, в наше время любой не только общественно-политическое, но и мировоззренческое, психологическое давление в области религиозного мировоззрения приведет к обратному результату. (…) если я осознаю себя христианином, то я не могу не вспомнить эпизод из жизни (…) святого Григория Богослова – это известный христианский философ, епископ, иерарх IV столетия. Он жил в эпоху становления христианского вероучения, и одной из крупных опасностей для Церкви тогда было такое движение, как арианство. Его поддерживали императоры Восточной Римской империи, которую потом стали называть Византийской. И когда епископ Григорий был назначен епископом в Константинополь и приехал в свой город, то у православных не было ни одного храма и они совершали богослужения на дому. Потом все поменялось: императоры стали православными, ариане оказались гонимы, прошел Вселенский Собор, Поместные Соборы. И Григорию Богослову предлагали: давай выгоним всех ариан из Константинополя, ты же помнишь, как они с нами поступали. Ответ святителя был таков: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».

Вот я тоже, Владимир Владимирович, прошу понять. Да, бывают люди как бы неадекватные: может быть, угрожающие, пишущие какие-то неправильные письма, а бывают и люди, у которых сердце действительно болит о тех, может быть, дорогих, уважаемых ими, как Вы, людях публичных, которые не разделяют христианское мировоззрение. Если Вам искренне пишут тетушка или молодой человек: «Владимир Владимирович, Вы знаете, Вы атеист, а я за Вас молюсь, потому что мне бы хотелось, чтобы Вы до конца земного пути от этого атеизма отошли», то я считаю, что это хорошо.

 

Протоиерей Максим Козлов: Бог христиан – это не «бог из машины»

В.П.: В Ветхом Завете рассказывается о том, как Моисей послал своего брата Аарона к фараону потребовать, чтобы тот освободил израильский народ. И фараон был склонен сказать «да», но Бог очерствляет его сердце, чтобы он отказал, а потом наказывает фараона за это. По первому разу. Потом по второму разу. Потом по третьему. И заканчивается все это кровавой баней, когда убивают всех перворожденных детей. Каждый раз фараон был готов отпустить, но Бог сделал так, чтобы он изменил свое мнение. Я задавал вопрос: ну, почему? Но мне никогда никто не объяснял…

Прот. М.К.: Христианский ответ состоит принципиально в том – я не могу сказать, что для меня это тоже легкий ответ и что я не хотел бы какого-то более гладкого ответа – в том, что другого способа сохранить в том единственном народе, который на протяжение ветхозаветной части человеческой истории хранил веру, которую Библия называет и мы христиане считаем богооткровенной, – веру в истинного Бога, не искажая эту историю, не было. Т.е. любой другой способ означал бы такое Deus ex machina, такое вмешательство, такую интервенцию Бога в человеческую историю, когда всякий смысл человеческой свободы был бы утрачен.

Давайте реалистически представим, что это были за времена и что за племена, что это были за египтяне, ассирийцы, филистимляне, ветхозаветные иудеи, какой уровень нравственного сознания и отношений между племенами в человеческом роде. Как бы жестко сейчас ни воспринимались эти страницы ветхозаветной истории, другого способа сохранить избранный народ, так, чтобы он не растворился в море язычества, не было.

Можно сказать: а хорошо бы им дать какой-то такой нравственный закон, чтобы они были белые, пушистые, чтобы Аарон убедил фараона какими-то нравственными убеждениями или высотой религиозного учения, но, значит, это было невозможно.

 

Владимир Познер: Имеет ли Бог отношение к катастрофам?

В.П.: …Я еще раз спрашиваю Вас: вот происходит страшная катастрофа, землетрясение, которое приводит к гибели огромного количества людей… И цунами, и такого рода вещи. К этому Господь имеет отношение, или это происходит вне Его участия, вне Его ведения?

Прот. М.К.: Бог не есть ни творец, ни причина зла…

В.П.: Нет?

Прот. М.К.: Нет. Бог в той или иной мере, которая не всегда для нас понятна, иногда вполне трагична в нашем земном восприятии, не останавливает существующее зло, имея в виду конечное благо человека.

В.П.: Т.е. Вы называете это злом? Землетрясение – это зло?

Прот. М.К.: Я называю злом всякую смерть и всякое умирание. Смерть вообще противоестественна по отношению к замыслу Бога о человеке.

В.П.: Тогда да. Тогда я понимаю.

 

Смотрите вторую часть программы здесь

 

Редакция
рубрика: Авторы » Р »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (30 votes, average: 4,33 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Вячеслав
    Февраль 21, 2018 10:43

    Ответ В. Познеру о клопе.
    Такие частности, как клоп В.Познер использует в качестве доказательства небытия Бога. Доводы такие: я не знаю для чего нужен клоп. От него только одни неприятности. Если бы Бог существовал, Он бы не создал такую вредную и бесполезную букашку. А, так как клоп есть, то Бога нет. Уважаемый Владимир Владимирович, Вам самим то не смешно!?
    Все же, дам 2 ответа на вопрос о клопе.
    Как известно наши знания об устройстве окружающего мира ничтожно малы по сравнению с тем количеством законов и явлений, на основании которых он существует. Правильно будет сказать, что мы практически ничего не знаем об окружающем мире, чем сказать, что мы что-то знаем. Поэтому наши знания о клопе также крайне ограничены и мы многого не знаем его жизни и существовании. Поэтому никак нельзя наши ограниченные знания об этой букашке выдвигать в качестве доказательства небытия Бога. Но, человек возомнил о себе, что он всё знает, а того о чём он не знает просто нет и быть не может.
    Второй момент заключается в том, что не только Бог и человек действуют в нашем мире. Есть ёще одна мощная и активная сила. Это — дьявол. Он наделал в мире большое множество всякой нечистой силы, которую использует против Бога и человека. А что, если клоп это — его произведение, а не Бога. Такой стороны при анализе окружающего мира никак нельзя исключать.
    В. Познер говорит, что он не навязывает своего атеистического мнения своей аудитории. Это не верно. В. Познер задаёт свои вопросы хитро. В них он выдвигает утверждение, направленное против Бога и при этом рассчитывает на то, что его собеседник не сможет ему ответить в силу своей неосведомлённости. Если нет ответа на такой поставленный вопрос, то в глазах телезрителей позиция В. Познера выглядит правильной. Например, я слышал такой вопрос, в котором содержался такой смысл: Почему Бог сделал такого плохого человека, который делает большое количество зла на Земле? (Это не дословный вопрос, но смысл он передаёт правильно). Женщина (передача от 12.02.2018, Нюта Федермессер), его собеседник, дала правильный ответ, сказав, что это не так. Её ответ заключался в том, что Бог сделал хорошего человека по образу и подобию Своему. Если немного дальше почитать Библию, Бог прямо говорит людям, что вы — боги. В этом вопросе содержится хула на Святого духа, потому что утверждается, что Бог плохой, делает плохие дела, т.е. как дьявол.

  • Никифор Умный
    Февраль 8, 2018 12:41

    Почему-то сложилось мнение, что Познер еле сдерживается, чтобы быть корректным..

  • Игорь
    Февраль 3, 2018 11:41

    А не правильнее было бы название статьи «Протоиерей Максим Козлов встретился на «Спасе» с телеведущим 1-го канала». Примерно так.

    • Владимир Гурболиков
      Февраль 4, 2018 11:03

      Для официального церковного издания правильнее так, как Вы предлагаете. Для проекта, обращенного к нецерковным людям, правильно сначала напомнить о том, что они знают и понимают. А то могут «пройти» мимо. Неуважения к отцу Максиму здесь в любом случае нет.

  • Анна
    Январь 30, 2018 19:37

    Мой отец не верил в Бога, в загробную жизнь. После смерти приснился мне и сказал: «Непривычна мне эта жизнь, но что поделаешь, надо жить». Я спросила: «Это потому что ты не верил в эту жизнь?» Он ответил:»Да, потому что я не верил в эту жизнь» 13 лет прошло с его смерти, я помню каждое слово этого сна.

  • Макс
    Январь 29, 2018 11:45

    Молодец тёзка! Грамотно и выдержанно отвечал. Но почему отец Максим так и не задал сам никакого вопроса уважаемому мною ВВП? Может быть, неправда всё это, и Познер не такой уж атеист, как христиане себе это воображают? Помню замечательный фильм ВВП про концлагеря Германии, мне лично кажется, что такой фильм — а у Познера таких много не только про немцев — такой сильный, настоящий фильм мог бы многих повернуть в лоно православной церкви. Или нет, и я всё-таки заблуждаюсь?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.