«Поющие клоуны», проект «Доктора Клоун» и фонда Андрея Первозванного при участии содружества поэтического рока «Даждь», собирались показать клоунаду с песнями в 8 детских психоневрологических интернатах Москвы, о дальнейших планах не задумывались. Но уже во втором интернате они оказались в группе «Милосердие». Это  несколько палат, где постоянно находятся лежачие дети с тяжелыми формами заболеваний. Сначала может показаться, что кто-то из них не реагируют на внешние раздражители, некоторые просто лежат и смотрят в одну точку. Клоуны пришли спеть им несколько песен, и поняли,  насколько эти дети нуждаются в подобном общении. В феврале в Москву из Бостона приехала музыкальный терапевт Алиса Апрелева и поделилась своим опытом работы с детьми, нуждающимися в особом подходе, in-service, то есть в процессе совместной работы. Рассказывает участница «Поющих клоунов» Анастасия Зыкова.

 «Поющие клоуны» должны были в течение нескольких месяцев обойти со специальным спектаклем все московские психоневрологические интернаты. Спектакль состоял из клоунады и детских песен, рекомендованных психологом. Детей приводили в зал, клоуны с чемоданами появлялись на сцене под песню «Ничего на свете лучше нет», начинали разбирать чемоданы, обнаруживали два носка, надевали на руки, и это уже были гуси, пели про гусей... Очень большой отклик был на песню Чебурашки, так что даже потом пришлось увеличить количество куплетов, дети танцевали, подпевали.

 «Когда мы пришли в группу «Милосердие», мы увидели... Даже не увидели, а почувствовали, насколько любое внимание ими поглощается. Как иссушенная почва, куда капнули воду: влага моментально впитывается. Иногда они буквально повисали на нас и не хотели отпускать, – рассказывает Настя Зыкова. – Детей 10-15 там лежали, сидели. Они были очень одиноки. Мы несколько дней не могли прийти в себя, а потом поняли, что именно в «Милосердии» мы можем хоть чем-то помочь».

 6-7 лет назад Настя пошла учиться к Константину Седову больничной клоунаде. Тогда только был создан  фонд «Подари жизнь», и Чулпан Хаматова по телевизору часто рассказывала о донорстве и волонтерстве. Путь в волонтерство для Насти начался с донорства. «Правда, от момента моего решения до сдачи прошел год, - замечает Настя. И потом столько же прошло в мыслях о волонтерстве». Но когда она увидела статью про больничную клоунаду, для нее, только-только закончившей актерский факультет ГИТИСа, все было решено.

 «Спустя несколько лет у меня случился кризис, мне стало сложно надевать нос e . Поток тек, потом что-то встало на его пути, и возник затор. А музыкальная терапия и «Поющие клоуны» – это такой канал, через который можно течь дальше» - говорит Настя.

 В прошлом году Юлия Лепе узнала, что Алиса Апрелева -  известная поющая виолончелистка, переехавшая 10 лет назад в США, закончила Беркли по специальности музыкальная терапия и стала работать как музыкальный терапевт. В России нет специального образования по музыкальной терапии, соответственно и специалистов нет. Точнее есть, но очень мало: это те, кто обучался за рубежом, или, будучи психологом или музыкантом, учится на своем опыте. И речь идет о терапевтическом воздействии музыки, а не собственно о музыкальной терапии.

 Оказалось, что Алиса создала некоммерческий образовательный проект «Музтерапевт.ру»  - Музыкальная терапия в России. В начале февраля этого года она приехала в Москву и три недели проводила бесплатные лекции, семинары, мастер-классы, презентации по направлениям работы музыкальной терапии в социальных учреждениях – хосписе, психиатрической больнице, пансионате для пожилых и детских домах-интернатах.

 «И тогда все сошлось: мы увидели потребность детей и спустя какое-то время увидели, что есть пазл, которым эту пустоту можно заполнить. Алиса тот человек, который мог нас направить, - объясняет Настя.  – Договорились, что она проведет практическое занятие в одном из ПНИ: сначала мы посмотрим, как работает Алиса с особыми детьми, а потом она посмотрит, что делаем мы».

 Небольшая комната, трое детей – Юля, Ваня с синдромом Дауном и Саша с отставанием в развитии. Алиса подходит к каждому ребенку, поет песенку, здороваясь и пропевая имя ребенка. Дети выглядят удивленными, пока контакта не происходит. Через какое-то время Алиса берет тамбурин и поет «Наш веселый тамбурин, он такой у нас один, он звенит-звенит-звенит...» Показывает, что нужно потрясти тамбурин на этих словах... «Он стучит-стучит-стучит...» Надо постучать. «Ваня, Ваня, поиграй и Юле передай...». Ваня передает, то же самое начинается с Юлей... И каждый из трех детей звенел, стучал в нужный момент. Очень часто в доме-интернате передача инструмента бывает сложной: если ребенку понравилась вещь, то он не хочет ее отдавать. А в этой игре, благодаря Алисе, дети расставались с инструментами легко.

«То, что делала Алиса, это работа музыкального терапевта, который постоянно занимается с этим ребенком 2 раза в неделю, – рассказывает Настя. А у нас пятнадцать минут и несколько песен на 10 детей. И для нас было важно и приятно, что Алиса сказала, что мы все делаем правильно и в тех условиях, в которых мы работаем, все так и должно быть».

 На совместной сессии в группе «Милосердие», Алиса сначала просто смотрела, потом стала подпевать, а  в определенный момент подошла к одному ребенку и от него не отходила. И «Поющие клоуны» решили, что это будет их ноу-хау, индивидуальный сопровождающий для каждого ребенка в процессе исполнения песен –то, что им не хватает сейчас.

 Для осуществления задуманного понадобятся, конечно, волонтеры – люди, хорошо владеющие музыкальными инструментами, умеющие импровизировать на гитаре. Еще клоуны мечтают о скрипке, флейте. Но если человек, не умеет ни петь, ни играть и хотел бы общаться с такими детьми, он тоже может присоединиться.

 «Важен и звук, и прикосновение. Твоя задача познакомиться с этим человеком, просто узнать его. Как мы знакомимся? Мы смотрим друг другу в глаза, жмем руку. Если ты понимаешь, что, посмотрев человеку в глаза, ты уже что-то про него знаешь, значит, ты сможешь наладить контакт. А дальше это просто человеческое общение. Если человек понимает, о чем я говорю, то это наш клиент. Это как первый поцелуй. Все боятся, как же это происходит. Но тем не менее все ориентируются в этот момент, потому что есть что-то, что тебя ведет. Разберешься на месте, руку потрогать, ногу потрогать, по голове погладить. Здесь достаточно быть человеком, который хочет подарить ребенку радость».

 Для тех, кто хочет принять участие в проекте: 5090055@mail.ru, nastiazykova@gmail.com

Поток песен для одинокого ребенка
Поток песен для одинокого ребенка
Поток песен для одинокого ребенка
Поток песен для одинокого ребенка

 Поток песен для одинокого ребенка

 Поток песен для одинокого ребенка

Поток песен для одинокого ребенка
Поток песен для одинокого ребенка
Поток песен для одинокого ребенка




















Поток песен для одинокого ребенка
Поток песен для одинокого ребенка
Поток песен для одинокого ребенка
Поток песен для одинокого ребенка





















Поток песен для одинокого ребенка
Поток песен для одинокого ребенка







Поток песен для одинокого ребенка




















Поток песен для одинокого ребенка
Поток песен для одинокого ребенка
Поток песен для одинокого ребенка
Поток песен для одинокого ребенка

Фото Юлии Лепе, Клима Березуцкого и Марии Мармеладской

0
0
Сохранить
Поделиться: