«Поющие клоуны», проект «Доктора Клоун» и фонда Андрея Первозванного при участии содружества поэтического рока «Даждь», собирались показать клоунаду с песнями в 8 детских психоневрологических интернатах Москвы, о дальнейших планах не задумывались. Но уже во втором интернате они оказались в группе «Милосердие». Это несколько палат, где постоянно находятся лежачие дети с тяжелыми формами заболеваний. Сначала может показаться, что кто-то из них не реагируют на внешние раздражители, некоторые просто лежат и смотрят в одну точку. Клоуны пришли спеть им несколько песен, и поняли, насколько эти дети нуждаются в подобном общении. В феврале в Москву из Бостона приехала музыкальный терапевт Алиса Апрелева и поделилась своим опытом работы с детьми, нуждающимися в особом подходе, in-service, то есть в процессе совместной работы. Рассказывает участница «Поющих клоунов» Анастасия Зыкова.
«Поющие клоуны» должны были в течение нескольких месяцев обойти со специальным спектаклем все московские психоневрологические интернаты. Спектакль состоял из клоунады и детских песен, рекомендованных психологом. Детей приводили в зал, клоуны с чемоданами появлялись на сцене под песню «Ничего на свете лучше нет», начинали разбирать чемоданы, обнаруживали два носка, надевали на руки, и это уже были гуси, пели про гусей... Очень большой отклик был на песню Чебурашки, так что даже потом пришлось увеличить количество куплетов, дети танцевали, подпевали.
«Когда мы пришли в группу «Милосердие», мы увидели... Даже не увидели, а почувствовали, насколько любое внимание ими поглощается. Как иссушенная почва, куда капнули воду: влага моментально впитывается. Иногда они буквально повисали на нас и не хотели отпускать, – рассказывает Настя Зыкова. – Детей 10-15 там лежали, сидели. Они были очень одиноки. Мы несколько дней не могли прийти в себя, а потом поняли, что именно в «Милосердии» мы можем хоть чем-то помочь».
6-7 лет назад Настя пошла учиться к Константину Седову больничной клоунаде. Тогда только был создан фонд «Подари жизнь», и Чулпан Хаматова по телевизору часто рассказывала о донорстве и волонтерстве. Путь в волонтерство для Насти начался с донорства. «Правда, от момента моего решения до сдачи прошел год, - замечает Настя. И потом столько же прошло в мыслях о волонтерстве». Но когда она увидела статью про больничную клоунаду, для нее, только-только закончившей актерский факультет ГИТИСа, все было решено.
«Спустя несколько лет у меня случился кризис, мне стало сложно надевать нос e . Поток тек, потом что-то встало на его пути, и возник затор. А музыкальная терапия и «Поющие клоуны» – это такой канал, через который можно течь дальше» - говорит Настя.
В прошлом году Юлия Лепе узнала, что Алиса Апрелева - известная поющая виолончелистка, переехавшая 10 лет назад в США, закончила Беркли по специальности музыкальная терапия и стала работать как музыкальный терапевт. В России нет специального образования по музыкальной терапии, соответственно и специалистов нет. Точнее есть, но очень мало: это те, кто обучался за рубежом, или, будучи психологом или музыкантом, учится на своем опыте. И речь идет о терапевтическом воздействии музыки, а не собственно о музыкальной терапии.
Оказалось, что Алиса создала некоммерческий образовательный проект «Музтерапевт.ру» - Музыкальная терапия в России. В начале февраля этого года она приехала в Москву и три недели проводила бесплатные лекции, семинары, мастер-классы, презентации по направлениям работы музыкальной терапии в социальных учреждениях – хосписе, психиатрической больнице, пансионате для пожилых и детских домах-интернатах.
«И тогда все сошлось: мы увидели потребность детей и спустя какое-то время увидели, что есть пазл, которым эту пустоту можно заполнить. Алиса тот человек, который мог нас направить, - объясняет Настя. – Договорились, что она проведет практическое занятие в одном из ПНИ: сначала мы посмотрим, как работает Алиса с особыми детьми, а потом она посмотрит, что делаем мы».
Небольшая комната, трое детей – Юля, Ваня с синдромом Дауном и Саша с отставанием в развитии. Алиса подходит к каждому ребенку, поет песенку, здороваясь и пропевая имя ребенка. Дети выглядят удивленными, пока контакта не происходит. Через какое-то время Алиса берет тамбурин и поет «Наш веселый тамбурин, он такой у нас один, он звенит-звенит-звенит...» Показывает, что нужно потрясти тамбурин на этих словах... «Он стучит-стучит-стучит...» Надо постучать. «Ваня, Ваня, поиграй и Юле передай...». Ваня передает, то же самое начинается с Юлей... И каждый из трех детей звенел, стучал в нужный момент. Очень часто в доме-интернате передача инструмента бывает сложной: если ребенку понравилась вещь, то он не хочет ее отдавать. А в этой игре, благодаря Алисе, дети расставались с инструментами легко.
«То, что делала Алиса, это работа музыкального терапевта, который постоянно занимается с этим ребенком 2 раза в неделю, – рассказывает Настя. А у нас пятнадцать минут и несколько песен на 10 детей. И для нас было важно и приятно, что Алиса сказала, что мы все делаем правильно и в тех условиях, в которых мы работаем, все так и должно быть».
На совместной сессии в группе «Милосердие», Алиса сначала просто смотрела, потом стала подпевать, а в определенный момент подошла к одному ребенку и от него не отходила. И «Поющие клоуны» решили, что это будет их ноу-хау, индивидуальный сопровождающий для каждого ребенка в процессе исполнения песен –то, что им не хватает сейчас.
Для осуществления задуманного понадобятся, конечно, волонтеры – люди, хорошо владеющие музыкальными инструментами, умеющие импровизировать на гитаре. Еще клоуны мечтают о скрипке, флейте. Но если человек, не умеет ни петь, ни играть и хотел бы общаться с такими детьми, он тоже может присоединиться.
«Важен и звук, и прикосновение. Твоя задача познакомиться с этим человеком, просто узнать его. Как мы знакомимся? Мы смотрим друг другу в глаза, жмем руку. Если ты понимаешь, что, посмотрев человеку в глаза, ты уже что-то про него знаешь, значит, ты сможешь наладить контакт. А дальше это просто человеческое общение. Если человек понимает, о чем я говорю, то это наш клиент. Это как первый поцелуй. Все боятся, как же это происходит. Но тем не менее все ориентируются в этот момент, потому что есть что-то, что тебя ведет. Разберешься на месте, руку потрогать, ногу потрогать, по голове погладить. Здесь достаточно быть человеком, который хочет подарить ребенку радость».
Для тех, кто хочет принять участие в проекте: 5090055@mail.ru, nastiazykova@gmail.com
Фото Юлии Лепе, Клима Березуцкого и Марии Мармеладской