Многие вспомнят, какую популярность имели в начале возрождения церковной жизни, в 1990-е годы записи братского хора под управлением иеродиакона Германа (Рябцева). С 2009 г. петь вместе на макушке лета собираются на Валаам лучшие хоры и исполнители духовных произведений. Второй год подряд фестиваль носит имя Свято-Владимирского, в честь просветителя и крестителя Русской земли князя Владимира. «Фома» побывал на фестивале в этом году и подготовил обзор самых интересных выступлений на нем.
«Светская» программа
Произведения, с богослужебным циклом прямо не связанные – народные песнопения и сочинения светских композиторов на духовные темы – исполняются в более свободной авторской манере. Все направления в разнообразии представлены программой «Просветителя». Болгарский женский хор Bulgarian Voices Angelite из Софии исполнил песни на темы церковных праздников, выдержанные в народной традиции.
Созданный в 1987 году, хор "Angelite" снискал славу в Болгарии и за ее пределами как коллектив, с равным успехом исполняющий фольклорную и духовную музыку, а также сочинения композиторов ХХ в. и современных авторов.
Ансамбль «Спегани» из Армении привёз на фестиваль уникальные песнопения о Рождестве Богородицы V –X вв. Название коллектива переводится с армянского как «Бальзам для души». В самом деле, слаженность, грация и необыкновенная чистота женских голосов приятно порадовали глаз и слух аудитории.
В части светских исполнителей в «Просветителе» приняли участие хор мальчиков московского училища им. Свешникова и хор Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского, улыбчивого и подвижного. В программу Questa Musica вошли произведения Джона Тавенера и Альфреда Шнитке. В инструментальной части Борис Андрианов играл И.С. Баха, Сюиту № 5, соло на виолончели. Большой виолончельный ансамбль Fratres из двенадцати инструментов исполнил «Покаяние» Арво Пярта. Кульминацией стал выход на сцену всех участников. В сводном составе, при виолончельном аккомпанементе сочинение Арво Пярта на стихи 132 псалма «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» прозвучало, без преувеличения, потрясающе. ПОСМОТРЕТЬ.
Всемирная отзывчивость
Каждую новую сессию фестиваля организаторы запасают сюрприз. В прошлом году специальным приглашённым была сербская исполнительница Дивна Любоевич, в нынешнем изюминой программы стали выступления игуменьи Мариам (Скорды) из Греции и ассирийского схиархимандрита Серафима (Бит-Хариби). Оба непрофессионалы и поют «от сердца». У матери Мариам необычный вокальный тембр контральто, и её молитвенные импровизации хорошо известны православным многих стран. Отец Серафим принадлежит к Грузинской православной церкви и является духовником диаспоры ассирийцев. Богослужения в монастыре 13 ассирийских отцов, неподалёку от Тбилиси, отличают то обстоятельство, что проводятся они на арамейском наречии – языке Самого Господа Иисуса Христа. За пределами Грузии на арамейском служат только в Маалюле, небольшом православном анклаве на территории многострадальной Сирии.
Пение о. Серафима пропитано скорбью и жаждой соединения с Господом. Так мучится и зовёт отпавший Адам, по свидетельству преподобного Силуана: «Скучает душа моя по Тебе, Господи, и слезно ищу Тебя». Близость испытаний, выпавших на долю христианских народностей Ближнего Востока Господа, с Гефсиманским страданием Иисуса Христа образовывает тип православной традиции, пронзительный, яркий и по-детски непосредственный, выразителем которого является схиархимандрит Серафима (Бит-Хариби). ПОСМОТРЕТЬ.
Русскому сердцу с его отзывчивостью и большим историческим опытом страданий и потерь, близки интонации монаха-ассирийца. В аудитории не могут сдержать чувств. По зову сердца простая русская бабушка вышла к ступеням сцены и поклонилась о. Серафиму до земли. Фестиваль духовного пения не является только концертным мероприятием. Это акт любви и единения в вере, молитвенное приношение друг другу.
Кто кого перепел
Ну и, разумеется, ни один смотр исполнительского мастерства не обходится без соревновательной интриги - куда без неё! Даже, когда жюри отсутствует, соревнование зарождается стихийно, неофициальным образом, и имеет наградой зрительские симпатии. Читателю интересен результат: так кто же кого перепел на Валааме 27-28 июля? Три очень интересных коллектива обратили на себя внимание зрителей: хор «Бизантион» (Румыния), ансамбль «Антиохийская кифара» (Ливан) и Патриарший хор Троицкого кафедрального собора в Тбилиси.
«Бизантион» из города Яссы являет собой как бы живой монумент традиции. Его руководитель, Адрин Сирбу, много лет занимается реконструкцией характерных строя и стилистики византийских песнопений - Священной монодии. Хор производит впечатление, поистине фундаментальнейшее, недаром его называют «Византией после Византии». ПОСМОТРЕТЬ.
Антиохийцы, напротив, выделялись живостью. Это хор энтузиастов, в котором участвуют инженеры, учителя, писатель. Симпатичные, приветливые люди, приезд на Валаам для которых – нечто невообразимое и фантастическое, сродни визиту на другую планету. Мы беседовали со священником, иеромонахом Михаилом, о разных вещах, связанных с музыкой и не связанных. Конечно, война в соседней с Ливаном Сирии вольно или невольно выступает вперёд. В рамках народной дипломатии нам было важно услышать из уст человека, находящегося в эпицентре ближневосточных событий, представителя братской Антиохийской православной церкви и пастыря, свидетельство об авторитете России в среде простых ливанцев и сирийцев, выражения благодарности русским за оказываемую поддержку. Кажется, что на сегодняшний день у нас нет других, более искренних друзей и союзников в мире, так что, случись необходимость, этот народ готов души отдать за Россию так же, как теперь отдаёт жизни, защищая свои дома и святыни от нашествия исламских радикалов.
Одну из композиций участники хора посвятили владыкам Павлу и Иоанну, иерархам Антиохийского патриархата, захваченным в плен террористами. Собравшиеся на Певческом поле со щемящим сердцем слушали «Кифару», ливанцам долго аплодировали стоя, пытаясь выразить не один эстетический восторг от высокого исполнительского мастерства, но и полноту чувств уважения и сопереживания к страданию и исповедническому подвигу собратьев. ПОСМОТРЕТЬ.
Что же до любви к пению, тяги к пению, природной певучести, то в этом, пожалуй, никто не сравнится с сынами солнечной Грузии. Когда патриарший хор Троицкого собора в Тбилиси начинал петь, всякое лишнее движение в аудитории замирало. Коллективы-участники в полных сценических составах обступали сцену плотным кругом, выступления грузинских мастеров заканчивалось овацией и криками «Браво!» Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби), кстати, свободно говорящий по-русски, в кратком слове со сцены подытожил общее воодушевление, назвав грузинские песнопения самыми прекрасными в мире.
Через год на том же месте
Два фестивальные дня вместили в себя множество встреч и открытий, самых тёплых эмоций и добрых слов. Где-то за тысячи вёрст готовилось открытие Олимпиады в Рио, в США не переставали кипеть предвыборные страсти, в Китае боролись с последствиями урагана. На Валааме же люди совершенно забыли о происходящем за пределами Певческого поля. Ибо такого подъёма и такой атмосферы доверия я давно не припомню и в более именитых концертных собраниях.
Валаамский монастырь собирается проводить праздник ежегодно. Не удивлюсь тому, что большинство гостей постараются побывать здесь на следующий год, 27-28 июля, чтобы посмотреть новую программу и познакомиться с новым составом участников. На наших глазах Международный Свято-Владимирский фестиваль православного пения перерастает рамки смотра профессиональных певческих навыков, приобретая значение большой культурно-просветительской миссии.
Фото и текст Андрея Рогозянского