Мы входим в Петров Пост; он, посвящен воспоминанию того, как Апостолы, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились к проповеди Евангелия всем народам. Воскресший Господь дает своей Церкви поручение: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф.28:19,20)”, и Святой Дух в лень Пятидесятницы дается затем, чтобы его исполнить - “но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. (Деян.1:8)”
Христос посылает Апостолов в мир с посланием, которое и сегодня призваны возвещать православные христиане; в чем оно состоит? Обратимся к Апостолу Павлу:
“Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. (2Кор.5:19,20)”
Послание к мятежникам
Филологи, исследующие древние языки обнаружили интересный случай использования выражения “покаяться и веровать” в нерелигиозном контексте. Речь шла о вооруженных мятежниках, укрывшихся в горах. Представитель правителя обещал им полное помилование, если они выйдут и сдадутся; он призывал их “покаяться” то есть прекратить сопротивление и “веровать” то есть положиться на обещание властей не вменить им их преступлений. Предложение Апостолов тоже обращено к мятежникам; и речь тоже идет об амнистии.
Мы созданы Богом для того, чтобы обрести вечную радость в Нем; мы - как и все творение - принадлежим Ему. Он - единственный законный Владыка мироздания, которое Он создал и поддерживает в бытии. Наше владычество над мирозданием есть владычество не хозяев, а наместников, управителей, обязанных дать отчет. Грех - это отказ признавать Бога Богом, попытка делать вид, что мы сами себе хозяева, и что весь мир - наш, чтобы утверждать свою власть над ним. Это попытка найти полноту жизни, радость, славу где-то вне и помимо Бога, там, где ее нет и не может быть.
Несколько лет назад, когда разразился экономический кризис, многие, до того неплохо обеспеченные люди потеряли работу - и, соответственно, возможность выплачивать кредиты. Это вызвало волну самоубийств. Почему? Люди явно не испытывали невыносимых страданий, им не грозили жестокие казни - что сделало их настолько уязвимыми для соблазна убить себя? Но это - случаи быстрого самоубиства; сколько людей убивает себя алкоголем и наркотиками - чудовищно высокая смертность в России обусловлена именно этим? Что стоит за этой тягой к самоистреблению?
До того, как отравиться пачкой таблеток - или отравляться спиртным - люди отравились одной ложной и поистине смертоносной идеей. Эта идея состоит в том, что моя жизнь принадлежит мне самому. Это моя печень, и я могу заливать ее водкой - вам-то что? Это моя жизнь и я могу уйти в любой момент - уйти от людей, которые от меня зависят, уйти из жизни вообще... я тут распоряжаюсь!
Хуже того, эта идея воспринимается как залог достойной, свободной, плодотворной жизни - как будто я могу реализовать свои таланты, будто я могу быть счастлив, только настаивая на том, что я принадлежу себе. Это настолько очевидно не так, что невозможно понять, как люди в это верят - но ведь верят же! Чтобы быть счастливым в браке, нужно согласиться принадлежать своей половине; чтобы принести плоды, нужно принадлежать своему делу. Средневековые мастера, которых абсолютно не интересовало самовыражение (а интересовало служение Богу) создавали шедевры, которые до сих окружены почитанием; люди, которые ищут “самовыражения” шедевров не создают.
Мы созданы, чтобы найти вечную радость в Боге; мы не создали сами себя, и не сами себя поддерживаем в бытии. Мы принадлежим не себе, а Богу, и когда мы пытаемся делать вид, что это не так, мы погружаемся не просто в несчастье, а в зло.
В Евангелии есть притча о злых виноградарях, которые решили, что виноградник, доверенный им в управление, их собственный, а про хозяина виноградника можно забыть - правда, для этого приходится избавляться от всех, кого он посылает. Это притча относится, прежде всего, к религиозным вождям того времени, но не только - она про всех нас. Виноградник нашей жизни - не наш. У него есть законный Владелец.
Мы - мятежники и мы должны сложить оружие, сдаться, признать законного Государя. Теоретически это было известно и до Апостолов - об этом есть уже у Пороков, да и за пределами библейского мира иногда встречались удивительные проблески истины. Но Апостолы возвещали не теорию; они сообщали о событии - Бог, который нас создал, и от которого мы отпали в грех, высадился на мятежной территории, чтобы лично потребовать нашего покаяния и веры. Государь мироздания воплотился от Духа Святого и Марии Девы, и стал человеком, одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха.
В центре возвещения Апостолов стоит именно Он - Иисус Христос, наш Господь, Спаситель и Судия. Весть о Боге, который пришел в наш мир, может вызвать трепет и ужас - и, собственно, должна вызывать. Пророк Исайя, не вор, не злодей, честный и благочестивый человек, столкнувшись в богоявлением в Храме, в ужасе восклицает - “горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.(Ис.6:5)” В чем причина его ужаса?
Суд: радость и ужас
Библия возвещает неизбежность Божьего суда - причем это событие описывается и как невероятно радостное и как немыслимо ужасающее. “Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы - по истине Своей. (Пс.95:11-13)” Силы зла - демонического и человеческого - терзают, оскверняют и уродуют этот мир, но Бог вмешается, чтобы навести порядок. Истинный Царь сокрушит бесчинствующих мятежников и избавит тех, кто терпеливо страдал. “Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского. (Ис.13:11,12)” Творение будет исцелено и избавлено, и это деяние любви Божией наполнит мироздание безграничным ликованием. Но для злых, которые будут выкинуты “во тьму внешнюю”, где они уже не смогут причинять вреда спасенному творению, это будет момент ни с чем не сравнимого ужаса. Как пророчествует Апокалипсис, они “скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Откр.6:15-17)”
Теоретически это звучит неплохо - и в Ветхом Завете некоторые люди (например те, которых обличает пророк Амос) радостно ждали, когда, наконец, мерзавцы получат по заслугам, и были недовольны задержкой Божьего правосудия. Как сейчас в интернете люди выпаливают ругательство из плохо переведенных боевиков: “гори в аду!”. Конечно, ад должен быть, чтобы в нем горели те, на кого мы справедливо негодуем. А мы? А мы-то что, мы-то хорошие...
Пророк Исайя, в отличие от нас, был хорошим человеком - почему он испытывает такой ужас? Потому что он вынужден признать правду - “я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами”. Мы, люди, чрезвычайно изобретательны в обмане. В позднем СССР была такая песня - “Впереди наша цель, впереди! Ты в победе меня убеди!” Я сам обманываться рад, как говорит поэт, и человек, который хочет обмануться, найдет того, кто его обманет. Это так в идеологических государствах, но это тем более так там, где рынок идей функционирует более-менее свободно. Вы всегда найдете того, кто (совсем недорого) обманет Вашу совесть.
Людям свойственно прятаться от неприятных истин - а самая неприятная истина состоит в том, что виновны и у нас есть все основания предвидеть о себе обвинительный приговор. Но видение пророка Исайи не завершается на этой ноте ужаса - в нем есть пророчество о Причастии: “Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. (Ис.6:6,7)”
Это пророчество - Бог Сам сделает что-то великое, чтобы очистить наши грехи - и исполняется в Новом Завете. Бог приходит во Христе - но не для того, чтобы осудить нас.
Судья, который умер за преступников
Христос говорит о том, что Он пришел не судить, а спасти этот мир; Владыка мироздания становится человеком, беспомощным младенцем, которого надо спасать от ярости Ирода, ремесленником в небогатой семье, потом странствующим проповедником, потом неправедно обвиненным узником, потом этого Человека мучительски убивают - и на третий день он Воскресает.
“Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам - пишет Апостол Павел - которое вы и приняли, в котором и утвердились,которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1Кор.15:1-4)” Судия мироздания приходит не затем, чтобы мы умерли за наши грехи - но чтобы самому умереть за них.
Как проповедует Апостол Петр, “И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. (Деян.10:39-43)”
Таково возвещение Апостолов о том, что Бог сделал для нашего спасения; мятежникам провозглашается амнистия, осужденным - помилование, обреченным на смерть - вечная жизнь.
Итак, покайтесь и обратитесь
Но Апостолы говорят и о том, что следует сделать нам: “покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. (Деян.2:38)” Покаяться - значит “переменить путь”, признать Иисуса Христа Господом в нашей жизни, так, что отныне мы не принадлежим себе, но Ему; что мы считаем правильным или неправильным, допустимым или недопустимым, отныне будет определяться не нами, а Им. Это означает глубокие изменения в образе жизни - более того, глубокие изменения в самой нашей личности. Этот переворот не может совершиться нашими силами - его производит в нашей жизни Святой Дух; но мы должны довериться и предаться Ему. Как именно?
Принять Святое Крещение и войти в общение с Апостольской Церковью; как пишет Святой Иоанн: “о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. (1Иоан.1:3)” Священное Писание говорит об уверовавших, “И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. (Деян.2:42)”. Через Таинства Церкви, через общую молитву, через наставление духовно опытных людей, через поучение в Писании Бог меняет нас и готовит нас к вечной радости.
Как говорит Новый Завет, “Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. (Евр.13:8)”, неизменным остается и возвещение Церкви. “И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мар.16:15,16)” Эта миссия возложена не только на Апостолов и не только на Епископов и священников - она возложена на всех христиан. Господь наш Иисус Христос есть истинный Царь, мы должны покориться Его владычеству и принять Его спасение.