В храме всегда есть образы святых, связанных с тем местом, где находится церковь. Но время от времени в месяцеслов Русской православной Церкви включают имена древних западных святых. Например, много шума наделало включение в святцы Патрика Ирландского. Как же быть в этом случае иконописцам: ведь русской традиции изображения этих святых попросту нет?
Как мы создаем икону, если имеем на руках в основном западные образцы, расскажу на примере образа святой Евлалии Барселонской — 13-летней девочки, принявшей мученическую смерть в 304 году. В святцы нашей Церкви ее имя вошло благодаря святителю Димитрию Ростовскому. Мученица Евлалия — небесная покровительница Барселоны. Икону святой Евлалии мы написали для православного Благовещенского храма Барселоны.
Образ написан в каноническом стиле XIV века. Мы изучали все западные изображения святой. Сохранили пальмовую ветвь, как на католической иконе в соборе Святого Креста и святой Евлалии. Это древний символ: пальмовая ветвь появилась в христианском искусстве в V–VI веках. Римский символ триумфа стал символом победы жизни над смертью. С пальмовыми ветвями мученики встречают Христа в раю. Красный цвет одежд святой — традиционный для мучеников. На мученичество указывает и небольшой крест в руке. Святая Евлалия была совсем юной и потому изображена с непокрытой головой.
Интерес к святым, более известным на Западе, чувствуется не только в зарубежных храмах. Их изображают и в России. Недавно мы завершили роспись в восстановленном храме Иоанна Предтечи в Барнауле. Настоятель по благословению владыки попросил нас написать образы святых Западной Европы, например святого Патрика — просветителя Ирландии, святой Женевьевы — покровительницы Парижа. Такое иконописное наполнение храма дает прихожанам возможность изучать и молитвенно познавать всю полноту христианской святости.