Вопрос читателя:
Добрый вечер. Я не особо верующий человек, хоть и крещеная. В церковь я не хожу. У меня на это своё мировоззрение и т.д. Но слово « клянусь» иногда есть в моем разговоре. И иногда я про себя клянусь чем-то или кем-то (знаю, что так делать нельзя). Видимо, хочу доказать себе же, что если я скажу это слово, то точно что-то не сделаю или сделаю.
Сегодня я про себя поклялась здоровьем своего ребёнка. Клятву не выполнила. Мне стало очень не по себе. Как выйти из этой ситуации? В церковь идти не хочу, так как отношусь к этому несерьезно. А еще я очень мнительная.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте!
Если в целом — взрослеть. Если конкретно сейчас — сходить в храм на исповедь, покаяться в том, что поклялись здоровьем ребенка, и во всем остальном, в чем Вас обличает Ваша совесть. В принципе, я бы Вам очень советовал всерьез задуматься о духовной жизни, потому что человек сотворен так, что без духовного измерения он не живет во всей своей полноте. Мне грустно, что Вы всю полноту бытия не реализуете, нужно этим заняться, и как следует.
Духовная жизнь — это про отношения человека с его Творцом и Творцом вселенной. Я бы не сказал, что это несерьезно, серьезнее этого нет ничего. Вот то, как Вы к этому относитесь, боюсь, может говорить о том, что Вы искусственно стремитесь убежать от разговора о вещах по-настоящему важных, зато прикрываете свои страхи массой вещей на самом деле несущественных, но которые Вам как бы заменяют прямые отношения с тем, что на самом деле важно.
Вы говорите: «знаю, что так делать нельзя», и делаете. Зачем? Что это за игры в прятки с самой собой? Вы яд ведь не будете пить под девизом «знаю, что умру, но выпью»? И еще массу вещей делать не будете. Вот и здесь не нужно в себе допускать такого разлома между тем, что Вы считаете, и тем, что Вы делаете. Теория и практика должны, обязаны совпадать, и в этом залог психического здоровья.
Мнительность — это тоже во многом игра в такие прятки с самой собой. Вам бы, может, к психологу сходить, чтобы он Вам поточнее механизм мнительности расписал. Но в целом, думаю, идея все та же — Вы не даете себе труд просто взять с сделать точно. Вместо этого Вы для чего-то вставляете как бы подложку, «буфер» в виде клятвы. Но почему? Чего Вы боитесь — себе не верите? Себе верить нужно, просто необходимо! И такие лишние подпорки убирать, потому что они дают только иллюзию того, что Вы сделаете все точно, а на самом деле совсем нет.
Мнительность — это о том, что Вам кажется, будто бы беда подстерегает везде, например, в теле. И вот человек находит у себя все симптомы болезней, боится, и в этот страх прячется от тех проблем, которые реально нужно решать. А требуется пройти, например, обследование, понять причину болезни, пройти лечение — и все! И не заполнять свое время и душу бессмысленным страхами, а заняться тем. что реально требует Вашего внимания!
Давайте, дорогая, сейчас исповедуйтесь, а глобально не разменивайте свою жизнь и душу на ложные страхи.
С Богом!