Как исповедоваться в первый раз? Чем настоящее покаяние отличатся от обычной исповеди, где мы только номинально называем список грехов?
Великий пост — время покаяния. Но что значит покаяться? Как подготовить себя к этому? Что нужно делать и зачем это вообще нужно? Эти вопросы особенно волнуют тех, для кого покаяние — новый, непознанный и неизведанный жизненный опыт. Этой статьей мы открываем великопостную серию «7 шагов к покаянию», основанную на одноименном авторском курсе протоиерея Павла Великанова. Этот курс прежде всего адресован тем, кто никогда еще не был на исповеди. Каждую неделю поста вплоть до Страстной седмицы вы будете получать новые духовно-практические рекомендации и домашние задания, которые помогут вам осознанно пройти путь покаяния от самого начала и до первой генеральной исповеди.
Что нужно сделать, чтобы в нашей жизни произошел разворот к миру с Богом, с собственной душой и совестью, с другими людьми? Что происходит в нашей душе, как отделить грех от не-греха, чего на самом деле хочет от нас Бог, почему захлестывающее нас иногда чувство вины вовсе не делает нас лучше, и как быть в ситуации, когда приходишь на исповедь, а священник не готов достаточно долго тебя слушать? Давайте разберемся.
Начать мне хотелось бы с небольшого стихотворения современной поэтессы Анны Долгаревой:
Бог говорит Гагарину: Юра, теперь ты в курсе:
нет никакого разложения с гнилостным вкусом,
нет внутри человека угасания никакого,
а только мороженое на площади на руках у папы,
запах травы да горячей железной подковы,
березовые сережки, еловые лапы,
только вот это мы носим в себе, Юра,
видишь, я по небу рассыпал красные звезды,
швырнул на небо от Калининграда и до Амура,
исключительно для радости, Юра,
ты же всегда понимал, как все это просто.
Мы с тобой, Юра, потому-то здесь и болтаем
о том, что спрятано у человека внутри.
Никакого секрета у этого, никаких тайн,
прямо как вернешься — так всем сразу и говори,
что не смерть, а яблонев цвет у человека в дыхании,
что человек — это дух небесный, а не шакалий,
так им и рассказывай, Юра, а про меня не надо.
И еще, когда будешь падать —
не бойся падать.
Наша задача – осознать, что в нас есть и «яблонев цвет», и «шакалий дух». И разобраться, где именно в нас — отражение Божественного света. Это задача номер один. А задача номер два — понять, что с этим делать дальше.
Что будем делать?
Начнем мы с того, что заведем покаянный дневник. Для этого возьмите любую тетрадь (главное, чтобы в ней было побольше страниц) и разбейте ее на несколько разделов. Какие именно — подробнее расскажу ниже.
Также мы будем читать Новый Завет. Без этого нам не понять, что именно хочет от нас Господь, где мы совершаем ошибки и что с этими ошибками делать.
Конечно, нужно соблюдать Великий пост. Надо заставить себя каким-то образом выйти из привычной атмосферы и создать внутреннее напряжение, чтобы найти силы для рывка. А сфокусировать силы легче, если начать хотя бы понемногу себя ограничивать.
Еще очень важно просто побыть с самим собой, попробовать заглянуть в себя. Для этого нужно найти время и место для уединения. Это могут быть 10 минут или даже несколько часов — у каждого разные возможности, — в течение которых мы могли бы побыть наедине с собой и с Богом.
Еще одно очень важное условие — возобновление нашего завета с Богом. В крещении мы даем Ему обещание жить по-христиански. Но потом зачастую об этом забываем и вообще не очень представляем себе, что такое христианская жизнь. Поэтому задачей нашего покаяния будет пересмотр наших отношений с Богом. Еще до того, как пойдем на исповедь, нужно научиться жить по заповедям, по-христиански. Это очень важно. В противном случае наше покаяние может остаться бесплодным, пустым — всего лишь сожалением о том, что было когда-то, и ни к какому серьезному развороту жизни не приведет.
И обязательно перед тем, как идти на исповедь, надо заранее сходить в храм и договориться со священником, когда он сможет вас исповедовать. Конечно, можно пойти и вместе со всеми. Но, как правило, если ваша исповедь — результат серьезного переосмысления всего, что было раньше, трудно говорить коротко, а у священника, скорее всего, не будет достаточно времени внимательно вас выслушать, если исповеди дожидается еще целая очередь.
Как вести покаянный дневник
Лучше, если покаянный дневник не будет виртуальным. Да, сегодня для многих единственное абсолютно приватное пространство — это телефон или компьютер: туда едва ли кто-то сможет заглянуть без разрешения. И все-таки лучше, чтобы дневник был живым, написанным от руки. Ведь когда мы пишем, когда кончиками собственных пальцев формируем слова и мысли, то видим вещественное воплощение глубин нашей души, открываем какие-то тайники, знаем, что только мы имеем к ним доступ. Это работает совсем по-другому, чем когда какие-то глубинные, очень интимные откровения появляются на экране.
Что обязательно должно быть в покаянном дневнике? Во-первых, раздел, посвященный чтению Священного Писания. Можно нарисовать «линию времени» и разметить на ней весь Новый Завет: Четвероевангелие, Деяния святых апостолов, апостольские послания, Апокалипсис. Смысл разметки в том, чтобы отмечать, сколько вы уже прочитали. Таким образом, ваш прогресс будет для вас очевиден.
Во-вторых, на отдельном развороте сверху нужно с одной стороны нарисовать большой плюс, а с другой — большой минус. Здесь вы будете кратко конспектировать то, что вам особенно понравилось, что зацепило, показалось пронзительным и глубоким или же, наоборот, то, с чем вы не согласны, против чего у вас все внутри восстает. Только не надо заниматься саморефлексией, разбираться, почему это нравится, а это — нет. Мы всего лишь учимся быть честными. В том числе перед лицом Божественного Откровения.
Не вижу большого греха, если вы будете то же самое делать в самом тексте Священного Писания, используя, например, разноцветные закладочки. В свое время я видел у одной бабушки дореволюционное издание Нового Завета, буквально испещренное заметочками на полях. Было видно, что его читал человек, влюбленный в Священное Писание, оно для него было реальным собеседником, с которым он соглашался, который его вдохновлял, но с которым он порой и спорил. Там были даже восклицательные знаки, свидетельствовавшие о его искреннем возмущении. Потом эти знаки оказались зачеркнутыми…
Какой бы способ вы ни выбрали, главное, чтобы ваше чтение Писания не было формальным. Пусть оно будет медленным, пусть даже за Великий Пост вы не одолеете весь Новый Завет, а прочитаете всего лишь одно Евангелие и несколько апостольских посланий, но если вы это сделаете честно, если при этом начнется ваш внутренний диалог с Богом, это будет гораздо важнее формального продвижения вперед.
Идем дальше. Третий раздел дневника — о том, как вы соблюдаете Великий пост. Мы уже говорили, что пост нужен для того, чтобы произвести некую внутреннюю встряску. Однажды я пошел с группой в горы и столько интересного там про себя узнал! Знаете почему? Потому что в непривычных, весьма дискомфортных условиях, когда ты ничего не можешь спрогнозировать, когда постоянно оказываешься заложником внешних обстоятельств, откуда-то из глубины в тебе поднимается такое, о чем ты в обычной жизни даже и не догадывался…
Постом мы ограничиваем себя не только в пище, но и во всем, что нас развлекает, расслабляет, создает ощущение, что все хорошо. Постом мы предельно концентрируемся и фокусируемся на самом главном. А для нас самое главное — понять самих себя и разобраться в наших отношениях с Богом. Я предложил бы завести в дневнике календарь поста и все 47 дней отмечать, был ли день успешным в духовном отношении, или вы где-то дали слабину и что-то получилось совсем не так, как хотелось. И пусть в какой-то день вы окажетесь совсем слабыми, и запах шашлыка на чьем-то дне рождения затмит все ваши высокодуховные мотивы – всё это тоже нужно честно отметить в своем дневнике: «сегодня пост не получился». Зачем? Чтобы лишний раз оценить, владеем ли мы собой, или нас просто «несет по воле волн».
Дальше идет раздел дневника, посвященный нашему уединению. Здесь можно просто фиксировать время: когда и сколько получилось побыть наедине с собой, будь то дома или во время прогулки или поездки. Впрочем, формат может быть любой. Главное, чтобы вы научились общаться с собой в тишине.
Пятый раздел — самый интересный. Он про искушения. Здесь сразу можно написать небольшую преамбулу: «Я не хочу идти на исповедь, потому что» — и дальше двоеточие. Там вы будете писать, почему именно вы согласились с помыслом не идти на исповедь, что вас смутило, обо что вы споткнулись. Только не делайте никаких выводов, не принимайте никаких решений, не осуждайте и не оправдывайте себя — просто зафиксируйте. А дальше видно будет!
Итак, остаются последние три раздела. Шестой — о том, что меняется в вашей жизни. Здесь вы будете фиксировать то, от чего отказываетесь, какие привычки вам удается изменить, что новое начинает наполнять вашу жизнь. Седьмой раздел важный, но формальный. В нем вы должны отметить три конкретных даты, когда вы решились пойти в храм для предварительной встречи со священником. Почему три? Скоро, думаю, вы сами поймете…
Последний, восьмой раздел — это то, что вы напишете после первой подробной исповеди о вашем состоянии, о тех переживаниях, о том, что вам сказал священник. То есть все то, что важно хотя бы вкратце запомнить на будущее.
И помните: ваш покаянный дневник — абсолютно интимное пространство. Его нельзя давать никому. И не надо брать его на исповедь. Это пространство вашего самонаблюдения. Отпечаток ваших следов к Богу. Только так можно быть в нем предельно откровенным и открытым, в том числе перед самим собой.
Зачем все это? Чем тщательнее мы готовимся к переломному моменту нашей жизни, тем больше шансов, что он на самом деле будет таким. Не «сломом», не «обломом», а именно вовремя сделанным поворотом, благодаря которому мы не оказались в пропасти.
Итак, готовим дневник, начинаем читать Новый Завет, отмечая, с чем мы согласны, а с чем нет, начинаем соблюдать пост и учимся ежедневно выделять время, чтобы побыть с самим собой, помолчать, послушать, что происходит в нашем сердце, и какие мысли постоянно крутятся у нас в голове.