Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка! У меня есть подруга, давно общаемся, она замужем, татарка, муж турок. У них ребёнок, ему годик. В начале июня она сообщает, что в положении. Она сирота, отец умер очень давно, мама в 2020 году. Ей никто не помогает, есть подруга, которая не всегда может помочь, я приезжаю тоже не часто. Она меня спросила, что ей делать с беременностью. Я сказала, что против аборта. Потом в переписке она написала, что, если оставит ребёнка, ей будет очень тяжело с двумя сразу, няня - дорогое удовольствие, денег нет, долги, прощай, красота, отдых, уход за собой. Я ей сказала, что я тебя понимаю, что вообще этот ребёнок некстати, очень быстро и неожиданно. Также в переписке она сказала, что не знает, что делать вообще. Я сказала, что либо оставляй ребёнка или делай аборт, все равно с мужем надо ещё раз поговорить и решить. В итоге, они решили не оставлять ребёнка. Меня мучает совесть, ощущение, что я, получается, причастна к аборту, хотя сказала, что я против, но всё равно поддержала. Получается, взяла на себя этот грех и этот грех шлейфом будет идти за мной, даже если я покаюсь на исповеди.
Екатерина
Ответ священника:
Здравствуйте, Екатерина.
Действительно, ситуация непростая. Настоятельно рекомендую Вам всё-таки сходить на исповедь и покаяться не только в том, что Вы хоть и косвенно, но всё же дали понять Вашей подруге, что искусственное прерывание беременности может выступить в качестве одного из вариантов решения описанной Вами в Вашем письме проблемы, но и в прочих своих грехах.
Документ «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия», принятый Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 декабря 2023 года, так говорит обо всём этом:
«В период беременности женщине необходима всесторонняя поддержка близких и в особенности супруга. Намерение женщины совершить аборт бывает обусловлено неспособностью или нежеланием мужа или близких обеспечить ее необходимой поддержкой и вниманием при воспитании детей. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви подчеркивается, что ‘‘ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта’’. Более того, принуждение мужем жены к аборту, наравне с единоличным решением жены сделать аборт, может служить основанием для признания церковного брака утратившим каноническую силу.
Нравственная ответственность за принятие решения об аборте ложится и на родителей, родственников и близких женщины, если они подталкивают ее к этому. Нравственную ответственность за аборт, совершенный несовершеннолетней, находящейся в приюте или детском доме, несет руководство и персонал этих учреждений в случае соучастия в этом поступке.
Люди, подтолкнувшие женщину к совершению аборта, являясь его соучастниками, должны подвергаться не менее строгим каноническим прещениям, чем прещения за сознательно совершенный аборт. Им необходимо покаяние и несение епитимии, определяемой духовником в каждом конкретном случае».
Ознакомьтесь, пожалуйста, Екатерина, подробно с содержанием данного документа и в будущем постарайтесь быть осмотрительнее в подобных ситуациях.
Помимо этого, старайтесь, пожалуйста, регулярно посещать православные богослужения, участвовать в церковных Таинствах и творить добрые дела.
Пусть Господь Вам поможет!

