Вопрос читателя:

Слышал такое мнение: "Чем отличаются церковь православная от католической? В католической папа один в Риме, а в православной на каждом приходе и плюс мама в придачу". Такое явление как ХБМ («хочу быть матушкой») не является катастрофой женственности? Понятно, что женщине без мужа сил не хватает миром управлять, а тут реальная возможность… Сталкиваясь с реальными матушками, приходишь к мысли, что институт брака полностью уничтожен. Если ты не брутальный, самец отпускающий грехи, ты грешный лузер… К сожалению, этот дух пронизывает всю женскую Православную Церковь: либо ты святой, либо неудачник… У меня в семье происходил такой диалог:

— Любимая, в конце концов, ты будешь хоть немного слушаться?

— Буду, если будет, что послушать.

Николай

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогой Николай, в Вашем письме сразу несколько тем. Давайте попробуем пойти подряд.

Первая — это вопрос о попадьях, которые, пользуясь своим статусом, пытаются руководить приходом. Это печальное явление в жизни Церкви, но, надо сказать, я лично с ним сталкивался не очень часто. Во многих приличных семьях матушки совершенно не стремятся к такому, потому что понимают, что любая власть — это огромная ответственность, а у жены священника, часто многодетной матери, обычно столько дел по хозяйству, что как-то ни до чего больше особенно нет интереса, потому что только управляйся по хозяйству и с детками. А если она еще и работает или задействована в социальной работе, то думать о чем-то просто некогда, да и незачем. Так что я бы сказал, что явление, о котором Вы пишете, хоть и болезненное, но не такое частое. Я допускаю, что есть определенный процент девиц, которые стремятся замуж за священника, чтобы иметь такой вот статус и определенные как бы полномочия, но это все же отдельная группа девушек. И вопрос тогда к молодым людям, которые стремятся к священству — чем-то же их такие барышни привлекают? Все же на мужчине больше ответственности и за выбор жены, и за приход, если он священник. И если священник не смог правильно выстроить иерархию в своем доме и на приходе — это вот по-настоящему печально.

Скажу еще вот о чем. Желание стать женой священника часто связано вовсе не с притязаниями на власть, а с тем, что молодые девушки среди многих своих ровесников просто не видят тех, за кого можно было бы выйти замуж, потому что молодые люди могут злоупотреблять спиртным, бездельничать, заниматься всякими непотребными делами… Разве стоит с такими строить семью? И на их фоне, конечно же, выгодно выделяются семинаристы, потому что образ жизни у них совершенно другой, цели и идеалы в жизни другие. Я понимаю, что бывает всякое, но все же в целом человек, который стремится к священству именно как к служению (а не ради власти или просто в надежде получить «тепленькое местечко») действительно ближе к некоторому идеалу христианина, чем, увы, среднестатистический молодой прихожанин. И если обычный православный молодой человек не может соответствовать, не выглядит как нормальный, хороший, перспективный жених, с которым спокойно, не страшно, на которого можно положиться и которому можно доверять — Вы уверены, что причина в девушках? А может быть, мужчинам стоило бы как-то подтянуться, чтобы барышни хотели выйти замуж за обычного православного человека, потому что православный было бы на практике синонимом доброго, любящего, надежного мужчины, главы семейства? Подумайте.

Другая тема, которую Вы поднимаете — это послушание в семье. Идея о послушании жены очень крепко укоренилась в среде наших православных мужчин, все хотят жену непременно послушную. И вот тут у меня возникает логичный вопрос — если Вы мужчина, глава семьи, то Вы же прекрасно понимаете, что в любой ситуации идут за тем человеком, который не просто требует послушания, а за которым хочется идти, на которого можно положиться, которому можно доверять, понимая, что ни в какие дебри такой человек не заведет. Как правило, кстати, такие ответственные люди не ищут послушания от других, просто они сами такие, что их хочется слушаться. И открою Вам секрет: одно из самых главных состояний, которые приятны женщине и которых она ищет — это состояние под защитой, когда ей не нужно ничего судьбоносного решать, когда она знает, что она в безопасности, в тепле и ее отец или муж, если она замужем, способны о ней позаботиться и взять основные риски на себя. Коротко говоря, это о том, чтобы мужчина был просто главой семьи. Очень часто, если у женщины не было такого опыта, она может начать руководить просто по привычке, потому что привыкла, что никто ее не поддерживает, не защищает и ответственность за все приходится нести ей самой. От привычек, Вы сами понимаете, избавляться очень трудно и что реально Вы можете сделать для своей жены — это любить ее и просто нормально нести ответственность за Вашу с ней семью. Постепенно, раз за разом убеждаясь, что муж ее любит и защищает, делает все, что положено мужчине в плане и дел домашних, и решения проблем семьи, жена успокоится, расслабится и Вы увидите рядом с собой добрую ласковую хозяюшку дома, которая, наконец, поняла, что она в безопасности и может перестать постоянно спасать мир.

Я думаю, именно об этом супруга Вам и сказала: «Буду, если будет, что послушать». Видите? Она пока не видит возможности положиться на Вас, и если Вы, не давая ей защиту, требуете от нее послушания, у нее возникает резонный вопрос о том, зачем слушаться, если муж не выполняет своих обязанностей? Она боится, понимаете? Она просто боится, что все семейные дела зайдут не туда.

Я понимаю, что Вам бы хотелось иного, но все мы не без греха, все мы чем-то ранены в прошлом и Вам просто, как настоящему мужчине, стоит это все учитывать. Если сложно самому — сходите к психологу, можно специально поискать православного. Сходите и выясните с ним, в чем проблемы у Вас с женой, зачем Вам нужно послушание и что Вы делаете для того, чтобы жена Вам доверяла и Вы имели бы полный статус главы семейства — реальный, на практике, а не номинальный, только по названию.

Что касается жен священников, которые Вам встречаются, я бы Вам, как мужчине, посоветовал смотреть не на женщин, а на мужчин. И смотреть на семьи не только с неудачным, но и с удачным распределением ролей в семье и задавать себе вопросы не о женах, а о мужьях: что такого делают одни мужья, в семьях которых все наперекосяк, и что делают другие, у которых все ладно и мирно? Призываю Вас к этому, потому что Вам-то менять что-то в своей семье со своей, мужской позиции, так что на мужчин смотреть полезнее.

А еще Вам нужно крепко-крепко молиться о себе, своей супруге и своей семье, чтобы Господь помог все наладить и дома получилась бы правильная расстановка сил. А правильная — это, кстати, не о том, кто главнее, а о том, чтобы все в семье были счастливы. И это во многом тоже Ваша, как главы семейства, ответственность. Действуйте!

Сил и мудрости Вам от Господа.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
0
Сохранить
Поделиться: