Вопрос читателя:

Добрый день!

Заранее прошу прощения за некоторую экспрессивность, но данный вопрос меня очень волнует. В общем-то, он не дал мне в свое время лучше изучить и, возможно, принять христианство. Речь о категорическом отвержении абортов. Конечно, до них лучше не доводить, и вообще, «до свадьбы нельзя». Но если уж выбирать меньшее зло, разве несчастные семьи, насилие в них, нелюбимые дети, материнская смертность, переполненные детдома — это лучше?! А такого в нашей стране очень много.
В конце концов, рождение детей — очень тяжелое, опасное, психологически давящее бремя, женщина сама должна решать, готова ли она на такое, а не чувствовать себя обязанной и принуждаемой обществом.

Моя мама, скажем, из-за меня чуть не умерла. А бабушка, к сожалению, не имея доступа к данной медпроцедуре, сдала других троих детей в детдом. Судьба их печальна. Кроме того, на протяжении трех (а может, и четырех) поколений отцы у нас не отличаются домовитостью — только их и видели. Сама я, чтобы не иметь детей, в подростковый период сидела на жесткой диете, повлекшей проблемы со здоровьем, а все потому, что уже с десяти лет «добрые» взрослые начали приставать с будущим мужем и детьми, а для меня это с детства худшая участь. До сих пор регулярно вижу кошмары о своей или чужой беременности. А ведь есть множество куда более грустных примеров.

То же относится к браку. Разумеется, крепкая, дружная семья, поддерживаемая многие поколения (причем нормальная, а не странно-извращенная, с западными «гендерами», не к ночи будут помянуты) — это здорово, это замечательно, это основа общества. Но, как мне кажется, семья — не только муж, жена и дети, это также родители, которых, почему-то, принято бросать, тети и дяди, братья и сестры... а церковь почему-то концентрируется лишь на «нуклеарной» семье. Это ведь не для всех. Аналогично, 95% известных лично мне семей несчастливы.

Последнее, если религия признает существование души, то аборт не так ужасен, как убийство в глазах атеиста (хотя, безусловно, плох, не спорю): ведь душа эта не уничтожается, не исчезает на корню. Почему бы ей не появиться в другом теле? Впрочем, возможно, я не разбираюсь в каких-то теологических деталях.

Искренне благодарю за терпение и надеюсь на ответ. Ни в коем случае не хочу никого задеть или оскорбить. Спасибо.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Андрей ЕФАНОВ

протоиерей

Божие на Вас благословение!

Попробую ответить на все вопросы, хотя тема сложная и больше подходит для личного разговора, может быть, даже и не одного.

Для церковного человека человек является полноценным человеком с момента зачатия. И для нас аборт равноценен убийству человека, который уже родился, а убить другого, то есть решить, жить ему или не жить — это не в компетенции человека. Решая убить другого (я все-таки намеренно назову аборт этим словом, чтобы подчеркнуть термин), человек берет на себя то, что не в его власти по природе. И в этом смысле он совершает тягчайший грех.

Мы не верим в перерождение душ. Каждой душе дана только одна-единственная возможность воплотиться, других нет. Убивая живого человека — рожденного или нет — человек берет на себя решение того, что доступно только Богу — решать, когда должна закончиться жизнь, которая дается только один раз. Как потом этот человек встретится с тем (или теми), кого он убил, я даже боюсь себе представить: сколько в этом будет боли, страданий, как это сожжет и испепелит его душу. Я знаю, что чувствуют женщины после абортов. Это, как правило, страшные переживания раскаяния в том, что нельзя изменить. Это не только пропаганда из фильмов, это правда. И эти жуткие переживания, боль, слезы свидетельствуют о том, что и сама совесть человека протестует против аборта, потому это это деяние противоестественное. Господь, конечно, по милости своей упокоит души нерожденных младенцев. Но вот что творится в душе у тех, кто это сделал — страшно. Ведь грех — это не просто ярлык, который Церковь навешивает на тот или иной поступок: это грех — а это нет. В первую очередь грех — это ошибочный шаг того, кто его творит. И он первый, кто от этого греха страдает: кто-то сразу, кто-то потом, кто-то в вечности, когда уже ничего нельзя изменить и только молитвы других могут вытащить.

Есть еще тема абортов по медицинским показаниям, здесь прикрепляю ссылку на готовый ответ (внутри тоже есть ссылки по теме).

Что касается рождения детей, Церковь ведь допускает контрацепцию, только неабортивную. И если Вы, или другая женщина, или мужчина четко понимаете, что ребенка сейчас «не потянете» (это дискуссионно, но допустим), то можно подойти к этому ответственно и не допустить зачатия. Ситуация, при которой в брак вступают люди, которые к браку не готовы — это уже ошибка, грех, потому что надо же думать о последствиях, в том числе для себя, а дальше уже для тех, кто может в браке появиться. Ситуация, при которой мужчина и женщина вступают в интимную связь, не думая о ее последствиях, а потом происходит беременность — это, простите, не о том, что плохая Церковь потом стоит над бедной женщиной со своим мнением о том, что аборт — грех, а о том, что этот мужчина и эта женщина безответственно отнеслись к данным им телам, к своим чувствам, к ребенку, который может появиться. Ситуация, при которой взрослый пристают к детям с разговорами о браке не вовремя, тем более, при которой сами эти взрослые не могут строить хорошую семью — это ситуация трагическая, но это снова не о том, что Церковь неправа. Если у взрослых есть дети, все-таки ответственность родителей- научиться воспитывать детей, проработать свои проблемы, Богу помолиться о том, чтобы детям не навредить собственным искаженным опытом. У них могло не получится — но нужно приложить все усилия к тому, чтобы ребенка своим опытом не покалечить. И Церковь готова в этом помогать, да больше того, каждый крещеный человек — это часть Церкви, а значит, имеет возможность прибегать в Таинствам (исповеди и Причастию в первую очередь), чтобы исцелиться от грехов и не страдать от них и других не мучить.

Семья — это, в общем, совокупность родственников, верно. Если семья малая — муж и жена, их дети (если есть), а есть семья большая — вместе со всеми старшими родственниками, сестрами, братьями, племянниками и так далее до всех степеней родства. Чаще к нам приходят с проблемами или супружескими, или детско-родительскими, наверное, поэтому в проповедях чаще об этих отношениях и говорится.

То, что не все люди вступают в брак, — это факт и на самом деле Церковь всегда принимала и принимает этот факт нормально. Личная жизнь — это вопрос выбора (или возможностей) самого человека. И если это не результат греховного выбора, то на Спасении это никак не отразится — один человек живет или не один. Главное, как он живет, как строит отношения с Богом, собой и другими людьми в принципе. Женщина, конечно, не должна быть принуждаема никем к браку, это факт. И то, что есть это принуждение — это беда и для тех, кто принуждает (придется за это потом ответить), и для нее. И то же самое касается беременности. Просто думать нужно до, а не решать проблему через убийство, в этом и есть позиция Церкви, на самом деле. Я понимаю, что может быть сложно, что не у всех есть силы. Но если есть силы на аборт, значит, наверное, есть силы на то, чтобы подумать и вовремя сказать «нет»: нет, сейчас я не готова беременеть, нет, я не готова к браку сейчас, нет, я не хочу выходить замуж за этого мужчину и иметь от него детей, нет, у меня нет здоровья, чтобы выносить ребенка. Решать до, а не после — и не только начет брака и беременности, а в принципе. И, кстати, это же вопрос не только к женщинам. Часто это все подается как сугубо женская проблема, но на самом деле это вопрос и к мужчине, и к женщине, потому что участвуют в зачатии два человека. И вот если оба будут подходить к отношениям осознанно, бережно, уважая и себя, и другого, понимая, какие могут быть последствия, тогда все будет нормально.

Не знаю, насколько Вас это успокоит, но на самом деле Вы свободны в отношении того, вступать в брак или нет. И, разумеет, Вы имеете полное право выбирать, с кем строить отношения, и отказываться от отношений с теми, кто для Вас не является достаточно надежным. Остаться одной — это не стыдно. Это может быть, при прочих равных, самый правильный выбор, исходя из того, что есть.

Еще более верный выбор — это помолиться Богу и попробовать с хорошим, знающим, внимательным психологом разобрать тот клубок напряженности, боли и страхов, который связан с беременностью и отношениями, и понять, что в основном Вы в этом поле свободны и можете выбирать, причем «до», а не «после».

Мне очень жаль, что когда-то эта тема, которую, может быть, с Вами недостаточно подробно обсудили, стала камнем преткновения в отношениях между Вами и Богом. И всем сердцем молюсь и надеюсь, что, может быть, сейчас или вскоре что-то в этих отношениях у Вас сдвинется.

Всего Вам доброго и храни Вас Господь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
4
0
Сохранить
Поделиться: