Почему вместо молитвы в храмах концертное партесное пение?

Вопрос читателя: 

Скажите пожалуйста, почему апостолы заповедовали нам христианам молиться, а мы в храмах слушаем партесные концерты и антимолитвенное пение? Неужели сложно обучить певчих в храме византийскому/валаамскому/знаменному пению, ведь сейчас это доступно уже онлайн, даже ездить никуда не надо? Когда молиться уже начнем и религия станет уже мужской, а не сладострастной женственной? Спаси Христос!

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Добрый день!

Партесное пение - это традиция, которая появилась на Руси на рубеже XVI - XVII веков. Она так прижилась, что сложно от нее сразу отказаться, но есть немало храмов, в которых постоянно или время от времени практикуют именно знаменное пение. Да, когда есть певчие, которые прошли школу партесного пения, бывает, что в храме нет сил и возможностей искать других певчих или переучивать тех, которые есть. Кроме того, есть очень много людей, которым нравится именно пение партесное. А уж как его исполняют, очень зависит от регента и певчих. Можно и знаменным распевом петь так, что слушать не захочешь, а можно партии для партесного пения подобрать насколько вдумчиво и аккуратно, что никакого диссонанса возникать не будет. Все зависит от людей, в конечно счете. О том, что можно с этим сделать, напишу в конце ответа, а теперь скажу о другом.

Каким бы ни было пение, в конечно счете то, насколько человек сконцентрируется на богослужении, все равно зависит от человека. Молиться нам заповедовал Сам Господь и, положа руку на сердце, никто не может Вам запретить приходить в церковь, чтобы именно помолиться, а не заслушиваться пением хора. Собственно, не ради хора люди в храм ходят, а ради участия в службе и соборной молитве. Если хор поет и чтец читает достаточно внятно, то вслушивайтесь в тексты молитв и присоединяйте к ним свою молитву, если разбирать тексты на слух трудно – молитесь «Господи, помилуй!» или держите перед глазами текст службы – можно купить книжечки, а можно найти тексты он-лайн. Я знаю, что многие прихожане стали следить за службой по тексту и так от них не ускользает ни одно слово. Это, по крайней мере, то, что Вы реально можете сделать. И еще я бы Вам посоветовал изучить устройство богослужения, чтобы точно знать, что означает каждая его часть, действие духовенства, молитва. Когда Вы будете полностью погружены в службу. Когда для Вас будет открыт смысл каждой ее детали, Вы будете полностью, Бог даст, соучаствовать в богослужении, как и подобает христианке, а не слушать хор.

Что касается хора – я понимаю, что иной раз эмоции захлестывают, но призову Вас сосредоточиться на том, что в Ваших силах. В первую очередь – это то, о чем я написал выше. Из практического – Вы можете периодически бывать на богослужениях в другом храме, где манера пения Вам более близка. Или Вы можете, если позволяют силы и время, изучить искусство регента и певчей и организовать достойный хор в той стилистике и традиции, которые Вам нравятся. Или выступить благотворителем храма, опять же, если это Вам по плечу, и содержать тот хор, который считаете правильным.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал "Вопросы священнику"

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (53 голосов, средняя: 4,36 из 5)
Загрузка...
19 марта 2020
Поделиться:

  • Роман
    Роман 4 дня назадОтветить

    Партесное пение насадили в России, подражая украинским униатам и католикам, начиная с 17 века после ужасного раскола русской церкви. Знаменный рОспев - как продолжение традиции древнего византийского пения - в живом виде сохранили старообрядцы, которые не приняли ничего от новых порядков. Так и молятся по сей день. Раньше пело больше женщин, теперь перевес в мужскую сторону.

  • Ростислав
    Ростислав 1 неделя назадОтветить

    Главная беда нашей Церкви относительно пения, что всё погрязло в тотальной вкусовщине. Особенно, это по комментариям видно – "мне нравится то", "мне нравится сё". И всем, извините, плевать на канон. Как певчий с более чем 12-летним стажем, который пел и партесом, и знаменным, и византийским распевами, могу сказать, что главные проблемы возрождения знаменного распева это:
    1. Знаменный распев - это профессиональное пение. Его нужно долго осваивать и петь "с листа", как часто делают в партесе, невозможно. Сюда же можно отнести и то, что знаменный хор должен быть однородным (либо одни мужчины, либо одни женщины).
    2. Культура знаменного пения базируется на народной школе пения, а значит, женщины должны петь не фальцетом, а своим природным грудным голосом (послушайте хор греческого женского хора монастыря "Ормилия", как образец).
    3. Самое главное препятствие - это именно вкусовщина настоятелей и прихожан. Большая часть из них воспринимает церковное пение как церковный вариант светской музыки, чем, собственно, и является партес.
    Был случай, как в один известный женский монастырь приехала делегация с Афона во главе с известным афонским старцем, почитаемым духовником. И сестры решили сделать афонитам сюрприз, спели службу византийским распевом, причем, очень хорошо спели. После службы этот афонский старец подозвал регентшу и сказал ей, мол, спасибо за прекрасное пение, но приезжая в Россию я всегда мечтаю услышать ваше сокровище - знаменный распев, который намного духовнее и молитвеннее нашего византийского пения.
    А мы, как всегда, свое не ценим. Подавай нам западноевропейский партес или поздневизайнтийское пение.

    • vepsrfyn
      vepsrfyn 1 неделя назадОтветить

      Ростислав. Так и есть. И нас мало. И еще и гонят. Причем те, кто ... Послушайте хор сестер (именно этот, а не праздничный или смежный) св. Елисаветинского мон. Вот образец пения древних распевов. У них 2х голосие. Не терция! Мужской голос может в октаву дублировать нижнюю партию,проверено годами

  • Константин
    Константин 1 неделя назадОтветить

    Был как-то раз на концерте органной музыки в Консерватории.
    И в качестве "эксперимента" хор исполнил православную литургию в сопровождении органа.
    Я ничего не понимаю, где партес, где клирос; но мой любимый тяжёлый метал - это просто детский лепет по сравнению с тем, что я услышал на том концерте.
    Как же велика сила Слова!..
    К сожалению, в Храме я слышу не пение, а нечто, напоминающее рэп. То есть именно речитатив, а не мелодию Прошу не обижаться на мои слова. Я человек далёкий от истинной (православной) веры, но иногда захожу в Храм, чтобы побыть рядом с Ним. Он ведь никого не выгоняет, правда? Кто приходит - всех принимает?
    Вот и я смотрю на иконы, на огоньки свечей...

  • Екатерина
    Екатерина 1 неделя назадОтветить

    У каждого свой взгляд на пение. Я не могу молиться под знаменный распев. А кто-то как в притче "Трое вас- трое нас, Господи, ПОМИЛУЙ нас!". Каждый молится как может.

  • Марина
    Марина 1 неделя назадОтветить

    А мне нравится партесное пение! У нас в храме чудесный хор. Молитве не только не мешает, но и помогает . Знамённый распев наоборот для меня тяжеловат ... Так что все люди разные , кому что по-душе ...

  • Татьяна
    Татьяна 1 неделя назадОтветить

    Я ничего не имею против хорового пения, но на литургиях очень часто песнопения звучат так долго, а главное - не разобрать что поют. Получается мы слушаем на протяжении длительного времени непонятное многоголосие. Вот в храме где хор состоит из мужских голосов такого нет. Там можно разобрать о чем поют. Видимо вмешивается специфика женских голосов и акустика.

    • Ольга
      Ольга 1 неделя назадОтветить

      За исключением нескольких тропарей,тексты песнопений одни и те же на каждой Литургии. Во время Великого Поста в воскресные дни служится литургия, текст которой составлен святителем Василием Великим, она называется Литургия Василия Великого. На слух прихожане услышат не много новых слов, которые отличают эту Литургию от Литургии Иоанна Златоуста, которая служится почти всегда вне Великого Поста. Но молитвы, которые произносит священник в Алтарем более длинные, поэтому и сопровождающие их песнопения более продолжительны в исполнении. Иначе в храме наступит тишина во время Богослужения.

  • Вера
    Вера 1 неделя назадОтветить

    Скажите, а Вы уверены, что Вы дочитали ответ батюшки до конца? Ответ дан, и исчерпывающий.

  • Андрей
    Андрей 1 неделя назадОтветить

    Вероятно, проблема не в том, «партесно» поют или «знаменно», а в том, что поют плохо, как правило. Пение в храме, на мой взгляд, сложное ремесло, прежде всего и, как таковое, требует для освоения и поддержания длительной системной работы как с регентами, так и с певчими. Такой подход может быть осуществлён только на государственном уровне, а не на уровне воскресных школ и групп энтузиастов (чаще энтузиасток). Церковь не должна быть прибежищем плохообразованных, но крайне предприимчивых в своей массе пастырей, музыкальный кругозор которых крайне ограничен. А кто платит, тот и заказывает музыку.

Загрузить больше комментариев
Задать вопрос
Задать вопрос священнику

Если вы хотите, чтобы ответ пришел вам на почту,
укажите ее в соответствующем поле

Загрузить ещё