Почему вместо молитвы в храмах концертное партесное пение?

Почему вместо молитвы в храмах концертное партесное пение?

Вопрос читателя: 

Скажите пожалуйста, почему апостолы заповедовали нам христианам молиться, а мы в храмах слушаем партесные концерты и антимолитвенное пение? Неужели сложно обучить певчих в храме византийскому/валаамскому/знаменному пению, ведь сейчас это доступно уже онлайн, даже ездить никуда не надо? Когда молиться уже начнем и религия станет уже мужской, а не сладострастной женственной? Спаси Христос!

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Добрый день!

Партесное пение - это традиция, которая появилась на Руси на рубеже XVI - XVII веков. Она так прижилась, что сложно от нее сразу отказаться, но есть немало храмов, в которых постоянно или время от времени практикуют именно знаменное пение. Да, когда есть певчие, которые прошли школу партесного пения, бывает, что в храме нет сил и возможностей искать других певчих или переучивать тех, которые есть. Кроме того, есть очень много людей, которым нравится именно пение партесное. А уж как его исполняют, очень зависит от регента и певчих. Можно и знаменным распевом петь так, что слушать не захочешь, а можно партии для партесного пения подобрать насколько вдумчиво и аккуратно, что никакого диссонанса возникать не будет. Все зависит от людей, в конечно счете. О том, что можно с этим сделать, напишу в конце ответа, а теперь скажу о другом.

Каким бы ни было пение, в конечно счете то, насколько человек сконцентрируется на богослужении, все равно зависит от человека. Молиться нам заповедовал Сам Господь и, положа руку на сердце, никто не может Вам запретить приходить в церковь, чтобы именно помолиться, а не заслушиваться пением хора. Собственно, не ради хора люди в храм ходят, а ради участия в службе и соборной молитве. Если хор поет и чтец читает достаточно внятно, то вслушивайтесь в тексты молитв и присоединяйте к ним свою молитву, если разбирать тексты на слух трудно – молитесь «Господи, помилуй!» или держите перед глазами текст службы – можно купить книжечки, а можно найти тексты он-лайн. Я знаю, что многие прихожане стали следить за службой по тексту и так от них не ускользает ни одно слово. Это, по крайней мере, то, что Вы реально можете сделать. И еще я бы Вам посоветовал изучить устройство богослужения, чтобы точно знать, что означает каждая его часть, действие духовенства, молитва. Когда Вы будете полностью погружены в службу. Когда для Вас будет открыт смысл каждой ее детали, Вы будете полностью, Бог даст, соучаствовать в богослужении, как и подобает христианке, а не слушать хор.

Что касается хора – я понимаю, что иной раз эмоции захлестывают, но призову Вас сосредоточиться на том, что в Ваших силах. В первую очередь – это то, о чем я написал выше. Из практического – Вы можете периодически бывать на богослужениях в другом храме, где манера пения Вам более близка. Или Вы можете, если позволяют силы и время, изучить искусство регента и певчей и организовать достойный хор в той стилистике и традиции, которые Вам нравятся. Или выступить благотворителем храма, опять же, если это Вам по плечу, и содержать тот хор, который считаете правильным.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (67 голосов, средняя: 4,22 из 5)
    Загрузка...
    19 марта 2020
    Поделиться:

    • Анастасия
      Анастасия7 месяцев назадОтветить

      Вопрос, заданный читателем, остался без ответа. Варианты церковного пения и способы Приспособиться к ним мы сами освоили. Церкви открыты не первый год.
      Вопрос, на мой взгляд, был задан священникам. До каких пор церковное пение будет пущено на самотек? Когда же священники возьмутся за воспитание регентов, зачастую не церковных и даже не верующих, и поставят задачу хору - МОЛИТЬСЯ ПЕНИЕМ? Т е петь ПОНЯТНО И РАЗБОРЧИВО. Желательно так, чтобы можно было подпевать всем прихожанам. А для того, чтобы насладиться музыкой, мы на концерты ходим.

      • Евдокия
        Евдокия6 месяцев назадОтветить

        На каждом приходе священник совместно с регентом решают какие песнопения им петь. А прихожанам поучать их, по меньшей мере, неприлично. Со своим уставом вы в своём личном монастыре можете решать. И уж, будьте так любезны, подпевайте только тогда, когда все прихожане поют например "Символ Веры", "Отче наш".... своим пением прихожане могут такие подножки подставлять клиросу, что во время службы рыдать хочется..... это же не базар, или теле-шоу "Пусть говорят".

      • Владимир Гурболиков
        Владимир Гурболиков7 месяцев назадОтветить

        Вопрос, заданный автором, является его личной позицией в очень сложной теме. Он считает, что партесное пение вообще противоречит молитве. Священник отвечает на этот вопрос, который его автор почему-то считает риторическим.

    • Марина
      Марина8 месяцев назадОтветить

      Но есть же не только вязантийские распечатать. Есть и распечатать монастырей,авторы-монахи,такие как Мормыль,Денисова,Матфей и т д.Зачем же брать концертные вещи светских комполиторов?

    • Александр
      Александр8 месяцев назадОтветить

      "Партесное пение - это традиция, которая появилась на Руси на рубеже XVI - XVII веков"
      Спасибо Петру Великому европеизатору всея Руси!

    • Марианна
      Марианна8 месяцев назадОтветить

      Здесь главные вопрос в качестве исполнения. Неважно какой напев, кто поёт, в унисон или при разделение на 20 голосов. Если это исполнено с пониманием стиля, чутким отношением к технической стороне песнопений и соответствующим художественным наполнением (т.н. "духовность" сюда относится), то мысль "это не молитвенно" даже не возникает. К сожалению, отсутствие КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ кадров - основной корень сей проблемы.
      Но также здесь дело личных музыкальных предпочтений и развития слуха и вкуса: кто-то вырос на классике, кто-то на пионерских песнях, кто-то на шансоне. Согласитесь, не каждый "понимает" классику и может выдержать, например, концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. А вот какой-нибудь концерт Пугачевой - два раза подряд с удовольствием( при всём уважении к Алле Борисовне).

    • Сергей
      Сергей8 месяцев назадОтветить

      Действительно хор во многих церквях далек от идеала. мое знакомство с верой началось в 1991 году, тогда я ходил только послушать трисвятое, очень близкое к Пюхтицкому распеву - не знаю где был, на небе или на земле. И мне больше нравится в некорых монастырях пение. Без гордости и помпезности. Во многих Церквях поют даже особо не верующие, скорее признающие и это пожалуй самое неприятное. Иной раз в деревенской церквушке две бабульки поют более молитвенно и проникновенно чем хор из профессионалов. Ведь певцы передают вокруг свое душевное состояние, духовное.

    • Роман
      Роман8 месяцев назадОтветить

      Партесное пение насадили в России, подражая украинским униатам и католикам, начиная с 17 века после ужасного раскола русской церкви. Знаменный рОспев - как продолжение традиции древнего византийского пения - в живом виде сохранили старообрядцы, которые не приняли ничего от новых порядков. Так и молятся по сей день. Раньше пело больше женщин, теперь перевес в мужскую сторону.

    • vepsrfyn
      vepsrfyn9 месяцев назадОтветить

      Ростислав. Так и есть. И нас мало. И еще и гонят. Причем те, кто ... Послушайте хор сестер (именно этот, а не праздничный или смежный) св. Елисаветинского мон. Вот образец пения древних распевов. У них 2х голосие. Не терция! Мужской голос может в октаву дублировать нижнюю партию,проверено годами

    • Вера
      Вера9 месяцев назадОтветить

      Скажите, а Вы уверены, что Вы дочитали ответ батюшки до конца? Ответ дан, и исчерпывающий.

    Загрузить больше комментариев
    Загрузить ещё