Вопрос читателя:

Здравствуйте! Почему в Великую Субботу разрешается к употреблению вино?

Сергей

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Дорогой Сергей, прежде всего, следует понимать, что устав поста был написан для монашествующих и для совершенно другой климатической зоны. Это, с одной стороны, объясняет строгость постовых ограничений, а с другой — особенности поста в отношении к разного рода непонятных для нашего времени разрешений, в частности, на употребление алкоголя.

В жарком климате Средиземноморья фрукты, зелень, овощи и злаки достаточны для того, чтобы некоторое время обходиться без масла и белковой пищи и при этом не испытывать истощения сил (я не говорю по поводу осознанного воздержания аскетов, которые и в этой пище соблюдали даже не умеренность, а скудость). Поэтому рыба в этой местности была праздничным блюдом, а прочая белковая пища — уже дополнением к обычному рациону.

А вот вино было наиболее распространенным напитком. Соки в жарком климате могли сохраняться всего несколько часов, затем они бродили и превращались в алкогольный напиток, сравнимый с тем же вином. Свежая вода тоже была редкостью, ведь источников было (и есть) немного, артезианских скважин не существовало и вода была не меньшей ценностью, чем изысканная пища. Даже сейчас в ресторанах на юге воду подают как отдельный напиток, придавая этому ритуалу особое значение.

Если мы посмотрим на особенность богослужения Великой субботы, то окажется, что вся первая половина дня посвящена достаточно продолжительной службе и затем следует вечерня в соединении с Литургией. Времени на то, чтобы отправиться на источник за водой фактически не остается, а запасы воды, сделанные заранее, могут просто испортиться. К тому же накануне, в Великий пяток, соблюдался строгий пост, братия монастыря уже устали, а их еще ожидает ночное богослужение в Пасху (полунощница) а затем ранняя утреня и уже потом Литургия. Получается, что небольшое количество хлеба с вином это не праздничное утешение братии, но доступная пища для укрепления сил.

Есть и ещё один момент, важный для понимания сути. Уже на Литургии Великой субботы храм переоблачают в светлые облачения и поется первое Пасхальное песнопение: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех».

Наше переживание Страстей Христовых и последующее празднование Пасхи это не театральное действо, строго привязанное к определенным часам и дням. Мы глубоко переживаем Жертву Христову ради спасения человечества, но на любой Литургии, в том числе и совершаемых в Великий четверток и Великую субботу, священником читаются в алтаре пасхальные молитвы. Мы уже наследники дара Божия, преподанного нам в результате Воскресения и Вознесения Христова — Дух Святой однажды уже сошел на апостолов и через них — на всю Церковь Христову. Воспоминая события Страстей Христовых, мы всегда пребываем в радости о Христе Воскресшем. Поэтому, хотя у нас и существует пост Страстной седмицы, но это не значит, что мы на время находимся в амнезии, не помня, чем завершились Крестные Страдания.

Вот такая сейчас традиция провождения христианами Страстной седмицы. Но, постясь эту неделю, надо понимать, что не для каждого христианина по силам и на пользу душе и телу буквальное соблюдение строгости поста. Всё зависит от здоровья, тяжести работы, возраста и многого другого. И уж точно никто не обязывает нас буквально следовать уставу и пить вино в Великую субботу. В нашем климате и при наличии недорогой и доступной воды лучше оставить вино до праздника Пасхи.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
1
Сохранить
Поделиться: