Вопрос читателя:

Добрый день! Спасибо большое за возможность написать вам и получились адекватный ответ на свой вопрос. Я с детства в Православии, училась в воскресной школе, пела в хоре, соблюдала все посты и праздники. Религия и храм имели огромное значение в моей жизни. В 21, начав активно взрослеть, я стала негативно относиться к религии и священникам, начала задаваться некоторыми вопросами, которые хотела уточнить бы у вас. Сейчас мне 26 лет, я сохранила веру в Бога, но отошла от религии и церкви, осознанно сняла крестик и мне одновременно очень спокойно от своего решения, но очень хочется вернуться в религию с новым взглядом, новым, счастливым подходом, чтобы было счастливо и комфортно взаимодействовать со священниками и религией.

Почему в религии всё время происходит уничижение чести и достоинства человека, унижение его самооценки: «Я раб Божий, я грешник, я недостоин, Господи помилуй (как будто мы рабы)»? Почему все время нужно унижать себя, чтобы Господь тебя простил? Не кажется ли вам, что это и есть гордыня и эго: «Я себя сейчас так унижу, я же недостойный раб Божий, вот тогда я возвышусь и будет мне счастье». Почему нельзя адекватно воспринимать себя, свои сильные и слабые стороны без уничтожения своей самооценки?

Спасибо вам огромное!

Ангелина

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте!

Письмо и вопрос Ваш, дорогая Ангелина, понял.

Я думаю, спокойно Вам из-за того, что наступил, наконец-то, момент взрослого осмысления Вашей религиозности. И Вы не уклонились от него, не продолжили по инерции жить так, как раньше, но решили подойти к своей духовной жизни осознанно.

Я знаю, что с тем же импульсом подростки уходят из Церкви, потом возвращаются, по-новому осознав, зачем им это нужно — лично им, а не потому что родители или другие старшие велят. Видимо, у Вас сейчас происходит именно такой кризис — то есть переоценка своей веры.

На самом деле, никакого унижения в религии нет.

Смотрите. Человек — это любимой создание Божие. И Сам Христос говорит апостолам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (Ин 15:15). С приходом Христа отношения между Богом и людьми вышли на новый — как раз нормальный — уровень, когда и человеку, если только он способен вместить, вверяются тайны Божии, и Бог для человека — не господин, не хозяин, но друг и любящий отец.

Это база и основа понимания места человека в нашей вере.

Никто, ни одно создание больше не сотворено так, как человек, по образу и подобию Божию. Никто, кроме нас, людей, не обладает свободой воли и никто не призван к святости — то есть к тому, чтобы, возрастая в любви, стать подобным Богу. На самом деле подобным, приобщившись к любви и благодати Божией. Этого достигают не все, но те, кому удается, являются поистине удивительными и, говоря по-светски, в наибольшей полноте реализованными людьми, и Церковь таких людей называет святыми. Но вспомните, что в посланиях апостольских святыми называются все христиане, потому что все мы к этому призваны и все через крещение имеем доступ к тем источникам благодати, которые Бог для нас открыл, — Таинствам церковным.

Богу не нужно наше унижение! Он нас не только простил давно, но и сделал так, чтобы человек, несмотря на первородный грех, который исковеркал его природу, все-таки смог быть тем, кем он был задуман изначально (см. Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?). Богу нужна наша любовь, потому что человек и задуман именно как сосуд любви, нужна наша верность, нужно наше стремление к Нему, потому что только так человек живет во всей полноте, и никак иначе.

Что касается молитв, их писали святые люди. Знаете, когда человек начинает заниматься каким-то делом, поначалу ему кажется, что он хорошо в нем освоился. Вспомните любое дело, которым Вы занимались. Со временем человек начинает расти, и в какой-то момент — будь то на работе, в клубе по интересам, там, где он реализует свое хобби, на учебе — человек неизбежно встретится либо с тем, кто начал этим заниматься давно, либо с тем, кто в этом деле признан асом. И видя, как с тем же делом справляется этот ас (мастер, учитель, кто-то, кто входит в топ специалистов), он невольно сравнит с этим то, как делает он сам, и, естественно, увидит, как далеко ему до мастера. Что говорится в таких случаях? «Да я по сравнению с ним (с ней) вообще ноль и ничего не знаю! Вы видели, как он (она) справляется? И моя работа рядом…» Вот то же самое чувствуют и переживают святые. Чем ближе они к Богу, чем открытее их душа и сердце (не только их, любого человека) Ему, чем больше они сами узнают, как и чем живут другие духовные люди, кто продвинулся дальше, тем яснее они понимают, как далек человек от Бога (по своей природе) и как далеки они от тех, кто является мастером в деле святости, и какой путь еще предстоит пройти им (и Вы увидите то же самое, это нормально). Что они говорят тогда? «Я раб Божий, я грешник, я недостоин, Господи, помилуй». То есть они понимают, реально видят в своем опыте, как обстоят дела, и констатируют факт своего недостоинства, малости пройденного пути и просят Бога о помощи, вот и все. Это не мазохизм, простите, не тупое и бессмысленное самобичевание, а глубочайшее осознание человеком того, как обстоят дела.

Кстати, не ищите такого же сокрушенного чувства в начале духовного пути — оно приходит только со временем. И вместе с ним чаще всего приходит и благодать Божия, так что она помогает человеку идти дальше, дальше и выше.

И если Вам в данный момент ближе другое, например, радость от того, что церковный праздник, что Вы друзей повидали, что лето, в конце концов, так вовсе не обязательно читать каноны — возьмите радостный акафист и почитайте его, акафисты все очень радостные, светлые. И Бога можно не только молить о помощи (хотя это важно — понимать, что Он Вам нужен), но и благодарить, и делиться с Ним тем хорошими и добрым, что случилось уж в любом случае не без Его воли.

Я думаю еще, что во многом церковная жизнь, если человек не участвует в приходских делах, видится как мучительная исповедь полузнакомому человеку, не совсем понятное богослужение (еще и стоять надо) и правила, логика которых тоже не всегда ясна. То есть Вы видите только малую часть церковной жизни, и она, конечно же, дает неполную и не очень радостную картину.

Чтобы увидеть всю полноту, я бы Вам посоветовал начать заново осмыслять все, что происходит, и на новых основаниях включиться в жизнь прихода. Возможно, Вам стоит поискать новый приход, в котором больше Ваших ровесников и близких по духу людей не только в плане общей веры, но и интересов, профессий, хобби, увлечений.

Поговорите с разными священниками и найдите близкого Вам. Не обязательно он будет сильно старше или ненамного старше — смотрите на то, как он относится к прихожанам, как они к нему, как Вам с ним.

И так вот постепенно, с Божией помощью, Вы выстроите новые. свежие, взрослые и правильные отношения с Богом и Церковью.

И просите Господа и Матерь Божию помочь Вам.

Возможно, не сразу, но все может сложиться очень благополучно.

Помогай Вам Господь!


Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
3
0
Сохранить
Поделиться: