Вопрос читателя:
Добрый день! Спасибо большое за возможность написать вам и получились адекватный ответ на свой вопрос. Я с детства в Православии, училась в воскресной школе, пела в хоре, соблюдала все посты и праздники. Религия и храм имели огромное значение в моей жизни. В 21, начав активно взрослеть, я стала негативно относиться к религии и священникам, начала задаваться некоторыми вопросами, которые хотела уточнить бы у вас. Сейчас мне 26 лет, я сохранила веру в Бога, но отошла от религии и церкви, осознанно сняла крестик и мне одновременно очень спокойно от своего решения, но очень хочется вернуться в религию с новым взглядом, новым, счастливым подходом, чтобы было счастливо и комфортно взаимодействовать со священниками и религией.
Почему в религии всё время происходит уничижение чести и достоинства человека, унижение его самооценки: «Я раб Божий, я грешник, я недостоин, Господи помилуй (как будто мы рабы)»? Почему все время нужно унижать себя, чтобы Господь тебя простил? Не кажется ли вам, что это и есть гордыня и эго: «Я себя сейчас так унижу, я же недостойный раб Божий, вот тогда я возвышусь и будет мне счастье». Почему нельзя адекватно воспринимать себя, свои сильные и слабые стороны без уничтожения своей самооценки?
Спасибо вам огромное!
Ангелина
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте!
Письмо и вопрос Ваш, дорогая Ангелина, понял.
Я думаю, спокойно Вам из-за того, что наступил, наконец-то, момент взрослого осмысления Вашей религиозности. И Вы не уклонились от него, не продолжили по инерции жить так, как раньше, но решили подойти к своей духовной жизни осознанно.
Я знаю, что с тем же импульсом подростки уходят из Церкви, потом возвращаются, по-новому осознав, зачем им это нужно — лично им, а не потому что родители или другие старшие велят. Видимо, у Вас сейчас происходит именно такой кризис — то есть переоценка своей веры.
На самом деле, никакого унижения в религии нет.
Смотрите. Человек — это любимой создание Божие. И Сам Христос говорит апостолам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (Ин 15:15). С приходом Христа отношения между Богом и людьми вышли на новый — как раз нормальный — уровень, когда и человеку, если только он способен вместить, вверяются тайны Божии, и Бог для человека — не господин, не хозяин, но друг и любящий отец.
Это база и основа понимания места человека в нашей вере.
Никто, ни одно создание больше не сотворено так, как человек, по образу и подобию Божию. Никто, кроме нас, людей, не обладает свободой воли и никто не призван к святости — то есть к тому, чтобы, возрастая в любви, стать подобным Богу. На самом деле подобным, приобщившись к любви и благодати Божией. Этого достигают не все, но те, кому удается, являются поистине удивительными и, говоря по-светски, в наибольшей полноте реализованными людьми, и Церковь таких людей называет святыми. Но вспомните, что в посланиях апостольских святыми называются все христиане, потому что все мы к этому призваны и все через крещение имеем доступ к тем источникам благодати, которые Бог для нас открыл, — Таинствам церковным.
Богу не нужно наше унижение! Он нас не только простил давно, но и сделал так, чтобы человек, несмотря на первородный грех, который исковеркал его природу, все-таки смог быть тем, кем он был задуман изначально (см. Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?). Богу нужна наша любовь, потому что человек и задуман именно как сосуд любви, нужна наша верность, нужно наше стремление к Нему, потому что только так человек живет во всей полноте, и никак иначе.
Что касается молитв, их писали святые люди. Знаете, когда человек начинает заниматься каким-то делом, поначалу ему кажется, что он хорошо в нем освоился. Вспомните любое дело, которым Вы занимались. Со временем человек начинает расти, и в какой-то момент — будь то на работе, в клубе по интересам, там, где он реализует свое хобби, на учебе — человек неизбежно встретится либо с тем, кто начал этим заниматься давно, либо с тем, кто в этом деле признан асом. И видя, как с тем же делом справляется этот ас (мастер, учитель, кто-то, кто входит в топ специалистов), он невольно сравнит с этим то, как делает он сам, и, естественно, увидит, как далеко ему до мастера. Что говорится в таких случаях? «Да я по сравнению с ним (с ней) вообще ноль и ничего не знаю! Вы видели, как он (она) справляется? И моя работа рядом…» Вот то же самое чувствуют и переживают святые. Чем ближе они к Богу, чем открытее их душа и сердце (не только их, любого человека) Ему, чем больше они сами узнают, как и чем живут другие духовные люди, кто продвинулся дальше, тем яснее они понимают, как далек человек от Бога (по своей природе) и как далеки они от тех, кто является мастером в деле святости, и какой путь еще предстоит пройти им (и Вы увидите то же самое, это нормально). Что они говорят тогда? «Я раб Божий, я грешник, я недостоин, Господи, помилуй». То есть они понимают, реально видят в своем опыте, как обстоят дела, и констатируют факт своего недостоинства, малости пройденного пути и просят Бога о помощи, вот и все. Это не мазохизм, простите, не тупое и бессмысленное самобичевание, а глубочайшее осознание человеком того, как обстоят дела.
Кстати, не ищите такого же сокрушенного чувства в начале духовного пути — оно приходит только со временем. И вместе с ним чаще всего приходит и благодать Божия, так что она помогает человеку идти дальше, дальше и выше.
И если Вам в данный момент ближе другое, например, радость от того, что церковный праздник, что Вы друзей повидали, что лето, в конце концов, так вовсе не обязательно читать каноны — возьмите радостный акафист и почитайте его, акафисты все очень радостные, светлые. И Бога можно не только молить о помощи (хотя это важно — понимать, что Он Вам нужен), но и благодарить, и делиться с Ним тем хорошими и добрым, что случилось уж в любом случае не без Его воли.
Я думаю еще, что во многом церковная жизнь, если человек не участвует в приходских делах, видится как мучительная исповедь полузнакомому человеку, не совсем понятное богослужение (еще и стоять надо) и правила, логика которых тоже не всегда ясна. То есть Вы видите только малую часть церковной жизни, и она, конечно же, дает неполную и не очень радостную картину.
Чтобы увидеть всю полноту, я бы Вам посоветовал начать заново осмыслять все, что происходит, и на новых основаниях включиться в жизнь прихода. Возможно, Вам стоит поискать новый приход, в котором больше Ваших ровесников и близких по духу людей не только в плане общей веры, но и интересов, профессий, хобби, увлечений.
Поговорите с разными священниками и найдите близкого Вам. Не обязательно он будет сильно старше или ненамного старше — смотрите на то, как он относится к прихожанам, как они к нему, как Вам с ним.
И так вот постепенно, с Божией помощью, Вы выстроите новые. свежие, взрослые и правильные отношения с Богом и Церковью.
И просите Господа и Матерь Божию помочь Вам.
Возможно, не сразу, но все может сложиться очень благополучно.
Помогай Вам Господь!